Медиа библиотека что это
Перейти к содержимому

Медиа библиотека что это

  • автор:

Медиа библиотека

Библиотека СМИ является созданием, как правило , публики, которая хранит и предоставляет доступ к различным типам СМИ , позволяя консультации на месте и заемщик у себя дома. Основная характеристика медиабиблиотеки — это разнообразие носителей. Его работа аналогична работе библиотеки, но она разнообразна за счет различных материалов, доступных общественности для информации. Таким образом, можно просматривать видео или даже документальные фильмы.

Некоторые муниципалитеты предпочитают название «мультимедийная библиотека» англосаксонской модели « мультимедийная библиотека ».

Резюме

  • 1 История
  • 2 Некоторые французские и зарубежные медиа-библиотеки
  • 3 См. Также
    • 3.1 Библиография
    • 3.2 Статьи по теме

    Исторический

    Концепция медиа-библиотеки возникла в 1980-х годах , когда аудиовизуальный контент (звуковые документы и видеозаписи) считался культурным свидетельством так же, как и письменное слово.

    Термин «медиа-библиотека» был выбран, чтобы лучше отразить разнообразие произведений и ресурсов, собранных и представленных публике, в частности, в форме пластинок LP , аудиокассет для музыки, видеокассет ( Betacam и VHS ) для кино.

    В 1980-х и 1990-х годах медиабиблиотеки, естественно, приветствовали цифровые носители ( аудио-компакт-диски , видео- DVD ), которые дополняли традиционные носители (печатные издания, микрофильмы , виниловые пластинки и т.

    Некоторые французские и зарубежные медиа-библиотеки

    Сендайская медиатека в Японии.

    Во Франции мы можем привести в качестве примера следующие медиа-библиотеки:

    • Медиатека Жака Ширака , Труа
    • Медиа-библиотека Андре-Мальро , Страсбург
    • Медиатека Эдмона-Ростана , Париж
    • Медиа-библиотека Хосе-Кабаниса , Тулуза
    • Медиатека Франсуазы-Саган

    Смотрите также

    Список используемой литературы

    • « Файл: где находится медиатека? », BBF , т. 39, п о 2 1994 г. ( читать онлайн )

    Статьи по Теме

    • Библиотека
    • iThèque , цифровая медиа- библиотека в Интернете
    • Книжные паразиты
    • Синематека
    • Информационная библиотека
    • Дерево, мэр и медиатека (фильм Эрика Ромера, 1993 г.)
    • Общественная библиотека
      • Областная городская библиотека
      • Детский сад и начальная школа библиотечно-документальный центр (БДД)
      • Центр документации и информации (CDI)
      • Университетская библиотека (БУ)
      • Национальная библиотека
      • Специализированная библиотека
      • Христианская библиотека
      • Частная библиотека
      • Цифровая библиотека
      • Библиотека
      • Медиа библиотека
      • Микробиблиотека (книжная коробка)
      • Архивный центр
      • Центр документации

      Что такое медиа-библиотека

      Что такое медиа-библиотека

      Медиа-библиотека — это вкладка в административной панели WordPress на боковой панели, которая используется для управления пользовательскими загрузками (изображений, аудио, видео и другие файлы). В меню, есть два экрана. Первый экран Библиотека отображает список всех файлов в библиотеке мультимедиа. Эти файлы могут быть отредактированы и удалены из библиотеки. Второй экран служит для добавления новых, что позволяет пользователям загружать файлы. Помните, пользователи могут также загружать медиа (изображения, видео, и т. д.) при написании поста или страницы. Тем не менее, добавляя новую ссылку в медиа-библиотеке, позволяет пользователям загружать файлы, не подключая их к определенному посту или странице.

      Самая большая жалоба в медиа-библиотеке в WordPress является то, что оно не организовано. Все мультимедийные файлы сохраняются и организуются на основе год и месяц они загружены в папку /wp-content/uploads/. Вы можете искать файлы мультимедиа с помощью административной панели WordPress меню, но нет возможности для хранения мультимедийных файлов в определенные папки. Есть плагины, которые позволяют организовать мультимедийные файлы, используя теги.

      WordPress медиа редактор также имеет некоторые малоизвестные функции, которые люди не знают. Одна из них — возможность редактировать изображения прямо из панели управления WordPress. Под экраном редактирования вашей библиотеки, есть вариант для редактирования фотографий, который позволяет Вам обрезать, изменять размер и масштаб изображения прямо из панели управления WordPress.

      Есть также функции, доступные разработчикам, как автоматическое генерирование новых размеров изображений, добавление дополнительных размеров изображений на каждый новый образ загрузки, и многое другое.

      Дополнительное Чтение
      • Миниатюра записи
      • Как перегенерировать миниатюры или новые размеры изображений в WordPress
      • Настройки медиафайлов
      • Как обрезать, поворачивать, масштабировать и переворачивать изображения в WordPress
      • Создание дополнительных размеров изображений в WordPress
      • Размеры Эскизов

      Медиапространство библиотеки: выстраиваем эффективную систему

      Что такое медиапространство? Это электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудиоресурсов, зрительных образов, средоточие современных цифровых платформ и площадок.

      В этом пространстве люди взаимодействуют друг с другом, общаются, создают и воспринимают самые разные виды контента: текстовый, звуковой, визуальный.
      Это пространство не только откликается на события и явления реального мира, но и живет уже и по собственным, внутренним законам, борясь за внимание подписчика группы, пользователя площадки, читателя блога. Открыть для себя эти законы необходимо и библиотеке, представив сущность и структуру медиапространства в единой, стройной системе.

      ЛаЛаЛань посвящает новый материал созданию такой библиотечной медиаструктуры, которая позволит библиотеке раскрыть свой творческий потенциал, привлечь и удержать аудиторию, использовать эффективные инструменты продвижения — и не использовать неэффективные.

      Медиапространство, сросшееся с реальностью:
      культурный и социальный аспект

      Какую роль играет медиапространство в современном мире?
      С одной стороны, медиапространство — часть культурной среды : оно выступает как место хранения образов, понятий, ассоциаций, культурных явлений. И речь идет не только о том, что благодаря соцмедиа распространяются, сохраняются или приобретают новое звучание произведения искусства, но и о том, что медиапространство как отражает, так и само порождает явления и жанры.

      Например, понятие «мем» — то есть любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и пр., — появилось в 1976 году благодаря эволюционному биологу Ричарду Докинзу. Однако распространение и переосмысление мемы получили в эпоху Интернета, породив новое направление — интернет-мемы.
      
      С другой стороны, медиапространство — неотъемлемый элемент современной социальной среды : медиапространство позволяет взаимодействовать и общаться с другими людьми, воспроизводить существующие социальные структуры или создавать новые — группы, сообщества, — снимать (или увеличивать) нервную и физическую нагрузку.

      Выход в медиапространство сейчас не просто важен для библиотеки — он необходим. Именно там, в этой среде соцмедиа, находятся настоящие и будущие читатели библиотеки, с которыми необходимо научиться говорить на их языке и ради которых необходимо выходить на новые интернет-площадки.

      Медиапространство и его элементы

      В структуре элементов медиапространства для библиотеки ключевую роль играют социальные медиа, то есть совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий позволяют пользователям коммуницировать, воспринимать и создавать пользовательский контент. Другими словами — это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети.

      • сайты и социальные сети;
      • блоги;
      • форумы;
      • сайты знакомств;
      • Википедия как ресурс, структуру и содержимое которого пользователи могут менять благодаря инструментам, предоставленным самим сайтом;
      • виртуальные игры;
      • геосоциальные сервисы и т. п.

      На какие каналы коммуникаций библиотеке стоит обратить внимание

      Какие социальные медиа важны именно для библиотеки? Какие каналы коммуникаций ей необходимо использовать, чтобы обрасти верной и заинтересованной аудиторией?

      • сайт библиотеки;
      • библиотечные соцсети: группа Вконтакте, Facebook, Instagram, TikTok, комната в Clubhouse, канал в Telegram;
      • видеохостинги — например, канал библиотеки на YouTube;
      • блоги и форумы;
      • буктрейлеры — по аналогии с трейлерами к фильмами, буктрейлеры интригующе описывают книгу;
      • онлайн-мероприятия: вебинары, семинары, обучающие курсы и пр.;
      • чат-боты;
      • аудиогиды и подкасты, которые размещаются в Интернете.
      • Подкасты: что записывать для тех, кто любит читать ;
      • Бот-библиотекарь ;
      • Аудиогид в библиотеке ;
      • Clubhouse как образовательная площадка: за и против ;
      • Красивые фото книг: советы по созданию .
      • Как стать библиотечным блогером .

      С чего начать

      Перед началом работы над образом библиотеки в соцмедиа лучше всего сформулировать стратегию, разработать контент-план (что, в каком формате, где, когда и с какой периодичностью выкладываем) и, пожалуй, главное — определить, кто этим всем будет заниматься.

      Поскольку создание контента и наполнение библиотечных соцсетей, ведение аккаунта библиотеки — это тоже работа, то важно либо привлечь сторонних специалистов, если библиотеке это по силам, либо вовлечь компетентных в этой области сотрудников библиотеки — или тех, кто готов и жаждет учиться и узнавать новое.

      Кроме того, цель этой работы в соцмедиа должна быть ясна всему коллективу: это деятельность, которая ведется для продвижения библиотеки, для закрепления ее позиции эксперта в определенных вопросах, для популяризации и эффективного анонсирования тематических, обучающих и развлекательных мероприятий библиотеки: выставок, конкурсов, поэтических вечеров и пр.

      Итак, вы нашли человека, который готов заняться созданием библиотечного медиапространства. С чего начать продвижение библиотеки в соцмедиа?

      • Определите, на какой площадке вы хотели бы вести блог/группу/сообщество/канал библиотеки. Подробнее об отличиях площадок и примерах библиотечных аккаунтов можно узнать здесь .
      • Определите свою целевую аудиторию: для кого вы пишете и снимаете видео? Что интересно этим людям? Ответы на какие вопросы в ваше сфере они ищут? Какой стиль коммуникации им ближе: они жаждут легкого развлекательного контента с обращением на «ты» или они готовы к коммуникации в официально-деловом стиле и воспринимают только такой формальный язык?
      • Придумайте стиль, выберите аватар, зафиксируйте основные принципы ведения аккаунта/группы/канала и напишите ключевые тексты.
      • Разработайте концепцию и контент-план. Например, определите, о чем вы будете писать/рассказывать, что вы планируете показывать, в каком объеме и с какой периодичностью вы будете выкладывать посты, фото и видео и т. п.
      • Подготовьте контент на 2−3 недели вперед, чтобы в комфортном для себя ритме создавать новые тексты и видео и не выбиваться из графика публикаций.
      • Создайте на своей странице/канале атмосферу для комфортного общения. Тогда подписчики будут сами задавать вам вопросы и предлагать темы для новых публикаций, пользователи будут общаться и увеличивать активность вашей страницы.

      Как сделать работу с соцмедиа по-настоящему эффективной

      Теперь, когда работа с соцсетями запущена, необходимо периодически объективно оценивать активность пользователей, эффективность выбранной площадки для той или иной аудитории, качество создаваемого контента.

      Только так — выдвигая гипотезы и тестируя новые инструменты, оставляя те, что по-настоящему работают, и отказываясь от неэффективных — можно превратить активность библиотечных соцмедиа в стройную систему, деятельность которой приносит результаты.

      На что обратить внимание и каких ошибок стоит избегать?

      • Оцените, правильно ли выбрана площадка. Например, вы создаете контент для студентов или школьников, которые и являются вашими читателями, но ведете страничку в Одноклассниках. В этом случае лучше перебраться на другую площадку: Вконтакте, Instagram, Telegram.
      • Определите, корректно ли выбран формат и объем публикаций. Например, вы ведете аккаунт в Instagram, но вместо качественного визуального контента пишите посты на несколько тысяч знаков, которые растягиваются на 3−4 комментария. В таком случае можно большее внимание уделить визуалу, а тексты сократить, чтобы их действительно читали.
      • Оцените, подходит ли время публикаций и их частота к графику жизни вашей целевой аудитории. Например, ваши читатели не очень активны с 8 до 18 часов по будням из-за учебы или работы, а вы пишете для них именно в это время. С учетом современных алгоритмов «умных лент» время уже не так важно, но если ваши посты, фото и видео никак не доходят до целевой аудитории, то стоит рассмотреть и изменения во времени публикаций.
      • Разумеется, значительное влияние стоит уделить и содержательному наполнению контента, который вы создаете. Полезен ли он вашим читателям? Интересен ли? Подан ли он с заботой о читателе и его потребностях? В настоящее время настолько плотный инфопоток, что ведение страницы только ради ведения — бесполезное занятие: читатель просто найдет новый паблик, новую страницу, новый для себя видеоканал, на котором его устраивает качество контента.

      Надеемся, что данный материал заставит вас начать работу по продвижению библиотеки в соцмедиа. Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнать и о принципах каталогизации, о RFID-системах, и о распорядке дня библиотекаря, и о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать.

      Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.

      Подробную информацию о выборе каналов коммуникаций, о ведении библиотечных соцсетей, о копирайтинге для библиотек и использовании инструментов для определения эффективности вашей работы в соцмедиа можно получить из онлайн-лекций четвертого учебного модуля «Коммуникации и маркетинг: соцсети, блог и e-mail-рассылки на службе библиотеки».

      Медиа библиотека что это

      Р азмышляя над спорами о том, какой должна быть библиотека будущего: гуманистической или технократической, музейной или в стиле хай-тек, застёгнутой на все пуговицы или «без галстука», я прихожу к выводу, что спорящим не хватает одной важной вещи — созидательного начала. Без него споры превращаются в колебание воздуха. Библиотека будущего — это та библиотека, которую мы делаем сегодня и вместе. Чтобы она получилась интересной и полезной людям, нужны не только разные позиции, профессиональное видение и общественное признание. Необходимо, чтобы многоголосье тех, кто обеспокоен судьбой библиотечного дела, звучало гармонично и созидательно.

      lenshina

      Ведущая рубрики «Абсолютно медиа: библиотеки в новой среде»: Мария ЛЕНШИНА, заведующая отделом электронных коммуникаций РНБ, член постоянного комитета рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» РБА

      Но одних призывов услышать друг друга недостаточно. Библиотечное сообщество — часть современного российского общества, в котором отсутствует диалог и нет согласия, общества, в котором ведутся яростные идеологические, или, лучше сказать, ценностные, споры. Эти дискуссии нередко доходят до разрыва личных отношений и публичной травли. Лакмусовой бумажкой стали социальные сети, которые были созданы для того, чтобы облегчить людям общение. Однако люди объединяются в стаи, чаще дружат против, чем за, падки на негатив. Это биологически понятно, но человек не только и не столько одно из животных, он уникальное животное.

      Новые информационные технологии дали человеческому обществу удивительную возможность — прислушаться к себе во всём многообразии, услышать каждого, даже самого маленького, человека. Но они же дают нам возможность увидеть реальное человечество и самих себя в зеркале, которое никогда не врёт. Казалось бы, культура должна сглаживать животное начало в человеке, возвышать это разумное существо до заоблачных далей. Но оказывается, культурный слой на нашем мышлении и в нашем поведении очень тонок, он как позолота на вырезанном из дерева амуре и при неблагоприятных условиях сходит мгновенно. Но и это не всё! Люди культуры, и библиотекари в их числе, имеют разные мнения относительно того, какова её миссия: как мистер Фёст и мистер Секонд в «Человеке с бульвара Капуцинов». Здесь следует оговориться, что между двумя образами: хорошего кинематографиста и плохого — есть множество оттенков, которых мы пока не различаем.

      Мы дискутируем, используя традиционные и новые информационные технологии, трибуны конференций и личные встречи. Чаще всего мы спорим по поводу слов. Само слово «медиа» — предмет для разногласий: одни употребляют его в качестве синонима средств массовой коммуникации и обобщающего названия для интернет-площадок, на которых она происходит, другие отказывают ему в самостоятельности. Есть и те, кто использует это слово в качестве синонима СМИ. Но здесь тоже нет согласия: пока ещё распространено деление на новые медиа и традиционные. В библиотеках это заметно по разделению обязанностей: например, пресс-служба занимается традиционными медиа, а работа с новыми отдана энтузиастам, отделам маркетинга, методистам или ещё кому-то. Хотя уже появляются пресс-службы нового типа, совмещающие в себе оба направления, как в Кемеровской областной универсальной научной библиотеке. Пока ещё типично отношение в библиотечном сообществе к среде новых медиа, в которой сегодня не присутствует только самый ленивый или принципиальный, как к чему-то, что ещё предстоит осваивать.

      И всё же я говорю о гармонии и созидании, потому что для мыслящего, интеллигентного, образованного человека нет ничего невозможного. Что необходимо, для того чтобы эта гармония проявилась и сдвинула библиотечную мысль с мёртвой точки взаимных претензий и личностных выпадов? Я не отвечу сейчас на этот вопрос; он слишком труден, но хочу сделать попытку приблизиться к ответу и одновременно задать несколько других.

      Некоторое время назад в среде библиотечных блогеров заговорили об образе библиотекаря будущего. Такие беседы мы вели на неКонференции библиотечных блогеров в Екатеринбурге и на мероприятиях рабочей группы РБА «Библиотеки и социальные медиа». Одно из названий, которое было дано этому образу, — медийный библиотекарь. Оно понималось каждым, кто произносил его, по-своему: как характеристика современного библиотекаря и как обозначение нового профессионального направления. Не все согласились, что из этого образа обязательно должна возникнуть новая профессия, но с тем, что медийность — одна из желательных характеристик библиотекаря будущего, кажется, никто не спорил.

      Однако могут ли работать медийные люди там, где царит культ скромности? Сегодня даже в практике работы с библиотечными социальными медиа преобладают два противоположных взгляда на то, как нужно говорить о библиотеке: строго или креативно. Происходит что-то вроде борьбы кабинетов с опенспейсами — открытыми пространствами для работы, которая напоминает спор двух профессоров консерватории в старом советском фильме «Антон Иванович сердится». Одни говорят: «Мы должны воспитывать в наших учениках строгий вкус… Когда я слышу серьёзную музыку, мне хочется встать и снять шляпу…», другие — «Иоганн Себастьян Бах был весёлый толстый человек. Вы опасный сектант!» Не всё так однозначно в двух взглядах на «любимую ученицу» и «любимую дочь», каждый из профессоров по-своему прав. У так называемых консервативного и прогрессивного взглядов есть свои плюсы и минусы. Те же опенспейсы могут использоваться для контроля над работой сотрудников, но способны служить и продуктивному обмену. И у «кабинетной системы» тоже есть свои плюсы. Пока нет только согласия — есть желание каждой стороны доказать свою правоту.

      Более чётко необходимость продолжать обсуждение медийной стороны современной библиотеки и медийности библиотекаря обозначилась, когда в разговорах теоретиков и практиков возникла тема личного бренда и образа библиотеки, который складывается в обществе. Этот вопрос поднимали на школе библиотечного блогера во время конгресса РБА во Владимире в 2018 г. В том же году на крымской конференции состоялся семинар «Личный бренд библиотекаря и его влияние на позиционирование библиотек в эпоху перемен». И наконец, в феврале 2019-го в Ярославской областной универсальной научной библиотеке прошёл межрегиональный дискуссионный круглый стол с элементами мастер-класса «Нужен ли личный бренд библиотекарю?». Здесь постоянно звучала тема индивидуальности: мы практически протянули нулевой меридиан от первой неКонференции, где обсуждали личность человека, который делает современную библиотеку, к сегодняшнему дню. Но с тех пор прошло почти десять лет, а мы всё продолжаем метаться между двумя совсем не взаимоисключающими полюсами: независимостью личности и адекватностью работника.

      Однако к этой теме подталкивают и те объективные изменения, которые происходят во внешней среде. Например, невооружённым взглядом видно, что Интернет вообще, а социальные сети в частности разрушают привычный библиотекам формализованный мир. Социологи описывают явление, когда средства массовой коммуникации и порождаемая ими среда расширяют у людей возможности доверительных взаимоотношений, но при этом падает доверие ко всем институциям начиная от банков и городских властей¹. Не думаю, что библиотека как культурный институт тут является исключением. Но часто ли мы задумываемся о том, что изменения, происходящие во внешнем мире, не могут не менять внутреннего? На них нужно как-то реагировать, а не пытаться, как говорил один маленький лысый человек по имени Тадеуш Шолто, создать «маленький оазис искусства посреди мерзости запустения Южного Лондона». Такие оазисы нежизнеспособны, к сожалению!

      Это простая мысль, но, оказывается, пока не все до неё додумались: практически каждый, кто зарегистрируется в социальной сети, создаст свой блог или видеоканал, получает собственное маленькое СМИ. Конечно, не всякий пользуется такой возможностью. Достаточно распространена практика незримого присутствия, когда человек вроде бы есть, но никакой видимой активности не проявляет. Можно назвать таких людей зрительской и читательской аудиторией, которую, кажется, в библиотечной науке и практике никто ещё всерьёз не изучал и не обсуждал. И хотя с появлением «Яндекс.Дзена» есть определённые надежды, библиотеки в нём пока представлены мало.

      Эти незримые люди являются свидетелями публичной активности других, но что они думают, какова их подлинная реакция на происходящее, на самом деле остаётся за кадром ровно до тех пор, пока не происходит очередной социальный взрыв или очередная история с «Синим китом». Социологи и психологи уже обратили своё внимание на незримого, но реального человека, а библиотечная наука, по-моему, ещё нет. И когда вдруг оказывается, что у социальных медиа, как и у кинематографа мистера Фёста, есть другая, тёмная, сторона, и она иногда обрушивается на библиотеки, я вижу растерянность на лицах коллег и желание спрятаться в библиотеку, как улитка в раковину. Но если в 1990-е такой уход от мира был понятен, то сегодня это выглядит как социофобия.

      В связи с этим есть один момент, который необходимо затронуть, — это личность и роль эксперта. Сегодня говорят, что в мире массовых коммуникаций возможны только мнения, что личность эксперта размывается, что сегодня любой может объявить себя экспертом и ему поверят, что экспертом может назначить толпа. Я не буду сейчас вдаваться в детали, в которых кроется дьявол. Принципиально важно сегодня то, что каждый, кто излагает своё мнение, экспертное оно или не очень, должен быть хорошим рассказчиком. Зачастую специалисты, способные написать хорошим академическим слогом научную статью, не могут рассказать о своей работе просто, так чтобы их поняли люди со стороны. «А зачем рассказывать? — спрашивают меня некоторые коллеги. — Нас знают 10–15 специалистов в стране. Этого достаточно». Нет, не достаточно! Для того чтобы сохранилась преемственность поколений, чтобы дети и внуки людей, которым было привычно ходить в библиотеки, шли туда сами, для того чтобы общество понимало, чем занимается библиотечная наука, необходимо рассказывать об этом понятным языком. «Делать мир понятнее» — так отвечают на вопрос, в чём смысл нашей работы, в Иркутской областной универсальной научной библиотеке².

      Я позволю себе, пожалуй, обозначить два полюса, к которым стремятся библиотечные силы сегодня. На одном — вот это иркутское «делать мир понятнее», а на другом всё дышит войной: «Как вы можете это читать? Как вы можете так думать?» Как у Тынянова: «Книги врагов дядя не разрезал ножом, а взрезал вилкою, как бы вспарывая им животы, и Александр их тотчас узнавал: это они валялись на полу в небрежении. Дядя Василий Львович и жил, и дышал литературной войной»³. Я догадываюсь: кто-то скажет, что сейчас я смешиваю холодное и горькое, и даже знаю кто. Но на мой взгляд, идея делать мир понятнее противоречит способу, каким некоторые в обществе и нашем профессиональном сообществе продвигают свои идеи. Идеи не продвигаются паровым катком! Дьявол начинается с пены на губах ангела⁴, и, какой бы ни была привлекательной и высокой идея, её невозможно вбить молотком в человеческий мозг.

      Мы сегодня находимся между двух, на мой взгляд неблагоприятных для возникновения диалога, моделей поведения. Первая — когда одна часть общества производит вбросы, а другая, горячо призывая критически относиться к информации и думать головой, их с удовольствием потребляет. Вторая характеризуется словами «поговорят, поговорят и забудут», когда источник возбуждения замалчивается, будто его и не было вовсе. Достаточно вспомнить ситуацию с правилами сетевого поведения для библиотекарей. Она достаточно типична. Реакция части сообщества на невинный, в общем-то, текст была бурной, эмоциональной и не по делу — вернее, не на текст, который мало кто читал, а на вброс по поводу текста. Как и реакция более умеренной части сообщества — убрать источник возбуждения и не давать комментариев. Можно вспомнить также информационную борьбу против объединения двух национальных библиотек и другие примеры.

      Нельзя сказать, что обе эти модели бессмысленны. Первая позволяет выпустить пар определённой части общества. Правда, при этом никто не считал жертвы: заработавших гипертонический криз от перевозбуждения и реально пострадавших людей, как, например, в случае с хайпом «Сноба»⁵. Как заметил Сергей Пускепалис в одном из интервью, «в споре рождаются только инфаркты»⁶. Вторая модель работает как ватный забор, в котором вязнут любые попытки размахивать кулаками. Действительно, если не подогревать ситуацию, настойчиво доказывая своё, спустя короткое время страсти успокаиваются. Но проблема в том, что диалога не происходит, каждый в результате остаётся при своём и при своих. До следующего хайпа.

      Мне кажется, я достаточно точно описала явления, с которыми предстоит работать, если мы хотим в XXI в. видеть востребованные современные библиотеки, где хорошо и читателям, и гуманистическим библиотекарям, и технократическим, и любым другим, которые появятся завтра. Хочется видеть современную библиотеку не только, как говорила Екатерина Гениева, frendly и sexy, дружелюбной и сексуальной, но и абсолютно медиа, в созидательных возможностях, предоставляемых нам средствами массовой коммуникации. Сделать это можно, развивая совместные, может быть даже неожиданные, проекты.

      Когда объединились программа гиганта атомной отрасли «Территория культуры Росатома» и авторский проект Тимура Ведерникова «Музыка вместе» — аналог популярного международного проекта Playing forchange, возник потрясающий по исполнению и по эмоциональному воздействию проект «Десять песен атомных городов»⁷. Но есть ещё одна обязательная вещь. В основе всякого успешного проекта лежит то, что называется сегодня high concept, — оригинальная и уникальная, но вместе с тем простая и доступная идея. Впрочем, если мы назовём это высоким смыслом, большой ошибки не будет. У библиотек пока проектов такого уровня, пожалуй, нет. Но таковыми могут стать, например, «Человек читающий» той же Иркутской областной универсальной научной библиотеки или всероссийская сетевая библиотечная экологическая акция «Экосумка вместо пакета», инициированная Централизованной библиотечной системой Ростова-на-Дону. Их медийный потенциал, на мой взгляд, значителен, но пока недооценён.

      Наверное, поэтому на конгрессе РБА в Туле рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» и секция «Краеведение в современных библиотеках» решили объединить свои усилия и попытаться понять, что получится, если скрестить краеведа и блогера.

      Литература

      2. Сулейманова Л. Библиотека делает мир понятнее [Электронный ресурс]. — Глагол: Иркутское обозрение. — 2018. — 30 июня. — Режим доступа: https://glagol38.ru/text/30-06-2018/ larisa _ suleimanova ? utm _ source = yxnews & utm _ medium = desktop .

      3. Тынянов Ю. Пушкин. — М., 1987.

      4. Миркина З. «Дьявол начинается с пены на губах ангела»: субъективные заметки между верой фанатиков и безверием прагматиков [Электронный ресурс]. — Новая газета. — 2014. — 26 июня. — Режим доступа: https:// www.novayagazeta.ru/articles/2014/06/26/60113- dyavol — nachinaetsya — s — peny — na — gubah — angela .

      5. Камчатский «чпок»: разбираем, почему мы ошиблись с подачей «хайповой» новости [Электронный ресурс]. — Сноб. — 2018. — 7 декабря. — Режим доступа: https://snob.ru/entry/169270 .

      7. #10песенатомныхгородов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://10pesenrosatom.ru.

      Опубликовано в номере май 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *