Как составить таблицу истинности в excel
Перейти к содержимому

Как составить таблицу истинности в excel

  • автор:

Как составить таблицу истинности в excel

Практическая работа «Построение таблиц истинности и логических схем в электронных таблицах»

1. По формуле построить таблицу истинности. Сложное выражение разбить на действия. Над таблицей написать эти действия, введя для каждого новую переменную. Столбцы в таблице лучше назвать именами вспомогательных переменных. В данном примере: в ячейку D5 вводится формула =И(A5;B5). В ячейку E5 вводится формула =НЕ(A5). В ячейку F5 вводится формула =И(E5;C5). В ячейку G5 — формула =ИЛИ(D5;F5). Дальше эти формулы размножаются по столбцам. Строится рамка и таблица готова

2. Построить логическую схему. Для изображения логических элементов используйте линию, прямоугольник и овал.(Если этой панели нет: ВИД ==> ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ ==>РИСОВАНИЕ). В данном примере: в ячейку D18 помещена формула — =И(B17;B19). В ячейку G18 — формула =D18. Это сделано для того, чтобы было видно какой сигнал находится на входе в элементарную схему. Остальные формулы разрабатываются по этому же принципу.

Когда все будет готово для красоты сетку можно будет убрать: ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ ==>ФОРМЫ ==> УБРАТЬ СЕТКУ)

Построение таблиц истинности логических функций с использованием электронных таблиц MS Excel

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) закрепить знания об основных логических операциях и таблицах истинности логических выражений; 2) сформировать навыки построения таблиц истинности (в том числе с использованием электронных таблиц MS Excel); 3) решение задач на построение таблиц истинности логических выражений в электронных таблицах.

Просмотр содержимого документа
«lab_rab_excel»

по теме «Построение таблиц истинности с помощью электронных таблиц Excel »

Цель работы: познакомиться с логическими функциями Excel , научиться строить таблицы истинности сложных высказываний.

Порядок выполнения работы.

1.Найдите обозначения логических функций, которые имеются в Excel

2.Используя Мастер функций , начните заполнять таблицу:

3. Используя Мастер функций , продолжите заполнение таблицы.

А) В ячейку С2 занесите формулу : =НЕ(А2).

В ячейку D 2 занесите формулу : =И(А2;В2).

В ячейку Е2 занесите формулу : =ИЛИ(А2;В2).

Б) Выделяйте ячейки С2:Е2.

В) Скопируйте выделенный блок в ячейки С3:Е5.

4. Проверьте полученную таблицу.

5. Перейдите на лист 2.

6. Используя Мастер функций, постройте таблицу истинности функций

А v A v A v A, A & A & A & A вида :

А или А или А или А

7. Перейдите на лист 3.

8. Используя Мастер функций, постройте таблицу истинности функций

А &  A, A  A вида :

9. Перейдите на лист 4.

Используя Мастер функций, постройте таблицу истинности функций

 (A  B),  (A&B),  A   B,  A&  B

Подсказка: формулы в ячейках будут таковы:

Найдите среди этих функций эквивалентные.

чейка С2: = HE (ИЛИ(А2;В2))

Ячейка D 2 = HE (И(А2;В2))

Ячейка Е2: =ИЛИ(НЕ(А2);НЕ(В2))

Ячейка F 2: =И(НЕ(А2);НЕ(В2))

10. Перейдите на лист 5. Используя Мастер функций, постройте таблицы истинности функций  A  B , A  B ,  A  B .

Найдите функции, эквивалентные функциям В→А, А→В.

одсказка: формулы в ячейках будут таковы:

Ячейка С2: =ИЛИ(НЕ(А2);В2)

Ячейка D 2: =ИЛИ(А2;НЕ(В2))

Ячейка Е2: =ИЛИ(НЕ(А2);НЕ(В2))

11. Выделите информацию на листах 1, 2, 3, 4, 5 и удалите её, нажав клавишу Delete .

Просмотр содержимого документа
«Инструкция к работе»

Алгоритм построения таблиц истинности

1. Открыть файл Логика)Практическая работа. xls (Мои документы/ Основы логики)

2. Пересохранить файл, дав имя файлу – Файл – Сохранить как – Логика_Фамилия_Имя

3. Внести исходные данные по количеству переменных:

4. Определить по формуле порядок и количество выполняемых действий, расставить их обозначения в 1 строчке таблицы:

5. Начиная со столбца действий во второй строчке таблицы вставляем формулы:

Вставка – Функция – Логические – выбрать функцию

НЕ – указать на ячейку

И – указать две ячейки

ИЛИ — указать две ячейки

Для операции «следование, переход» — функция ЕСЛИ

ЕСЛИ (первая ячейка вторая ячейка; истина ; ложь)

Для операции «равносильность» — функция ЕСЛИ

ЕСЛИ (первая ячейка = вторая ячейка; истина ; ложь)

6. Введенные во второй строчке формулы протягиваем вниз до нужного количества ячеек

7. В последнем столбце будет отражен результат формулы

Просмотр содержимого документа
«фрагмент раб тетради к уроку МТВправ»

Рабочая тетрадь.

Тема: «Основы логики 8 класс».

Логика — это наука _________________________________________________

Распределить предложения (заполнить схему-По одному примеру выписать к каждой форме):

Высказывание должно быть:

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность (устно):

1. Париж — столица Англии.

2. Число 11 является простым.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Сложите числа 2 и 5.

6. Некоторые медведи живут на севере.

7. Все медведи — бурые.

13.Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда?

Конъюнкция (от лат. Conjunctio – связываю)

Дизъюнкция

(от лат. Disjunction – различаю)

(от лат. Inversio переворачиваю)

Импликация (от лат. Implication – тесно связывать)

Эквивалентность (от лат. Aequivalens – равноценное)

обозначение

Союз в естественном языке

А – «10 – четное»

В – «10 отрицательное»

«число 10 чётное и отрицательное» — ЛОЖЬ

«число 10 чётное и ли отрицательное» = ИСТИНА

«Неверно, что число 10 чётное» = ЛОЖЬ

«Неверно, что 10 отрицательное» = ИСТИНА

« Если 10 – чётное, то оно является отрицательным» = ЛОЖЬ

«10 – чётное тогда и только тогда, когда отрицательно» = ЛОЖЬ

Таблица истинности – таблица, определяющая значение сложного высказывания при всех возможных значениях простых высказываний

Результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны

Результат будет ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания будут ложными, и истинным в остальных случаях

Результат будет ложным, если исходное выражение истинно, и наоборот

Результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания (А) следует ложное следствие (В)

Результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно либо истинны, либо ложны

Если составное высказывание (логическую функцию) выразить в виде формулы, в которую войдут ________________________________и ________________________, то получится логическое выражение, значение которого можно вычислить. Значением логического выражения могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА.

При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций:

    1. действия в скобках;
    2. инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.

Таблицу, показывающую, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний, называют _______________________________________________________________.
Алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания: • определить n – количество переменных в высказывании; • количество строк = 2n +1 (заголовок), количество столбцов = сумме количества переменных (n) + количество логических операций, входящих в сложное высказывание; • начертить таблицу и заполнить заголовок в соответствии с приоритетом логических операций; • заполнить первые столбцы наборов входных переменных с учетом всех возможных комбинаций значений. • заполнить остальные столбцы таблицы в соответствии с таблицами истинности логических операций, причем при заполнении каждого столбца операции выполняются над значениями столбцов, расположенных левее заполняемого. Обратить внимание на порядок заполнения наборов входных переменных.
Самостоятельная работа за компьютером (приложение) Сравнить свою работу:
4

Построение таблиц истинности в электронной таблице Excel. — презентация

Презентация на тему: » Построение таблиц истинности в электронной таблице Excel.» — Транскрипт:

1 Построение таблиц истинности в электронной таблице Excel

2 Цели урока: обобщение и систематизация знаний по темам «Таблицы истинности», «Преобразование логических выражений», «Решение логических задач»; формирование умения автоматизировать решение логических задач в электронных таблицах MS Excel.

3 Проверка домашней работы: Круги Эйлера – Венна: 66, 67; Табличный способ решения логических задач: 59, 127.

4 Инверсия — логическое отрицание От лат. inversio — переворачиваю Логическое отрицание делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным. AF=А Таблица истинности функции логического отрицания В переводе на естественный язык: «Не А» «Неверно, что А» ИСТИНА – 1 ЛОЖЬ — 0

5 Конъюнкция — логическое умножение От лат. conjunctio — связываю Результат логического умножения является истинным тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания. Таблица истинности функции логического умножения ABF=A*B В переводе на естественный язык: «и А, и В» «как А, так и В» «А вместе с В» «А несмотря на В» «А, в то время как В» И,, and, &, *, ·

6 Дизъюнкция — логическое сложение От лат. disjunctio – различаю Результат логического сложения является истинным тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний. В переводе на естественный язык: «А или В» Таблица истинности функции логического сложения ABF=A+B ИЛИ,, or, +

7 Импликация — логическое следование Результат логического следования является ложным тогда и только тогда, когда из истины следует ложь. От лат. implicatio – тесно связывать Таблица истинности функции логического следования ABF=A B А – условие, В – следствие, В переводе на естественный язык: «если А, то В» «В, если А» «Когда А, тогда В» «А достаточно для В» «А только тогда, когда В» «Для А необходимо, чтобы В»

8 Эквивалентность — логическое равенство Результат логического равенства является истинным тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо истинны, либо ложны. От лат. aeguivalens – равноценное Таблица истинности функции логического равенства ABF=A B В переводе на естественный язык: «А эквивалентно В» «А тогда и только тогда, когда В» =,,

9 В естественном языкеВ логике … и … … или … Неверно, что… … в том и только в том случае … … если …, то … … тогда и только тогда, когда … … не … Ниже приведена таблица, левая колонка которой содержит основные логические союзы (связки), с помощью которых в естественном языке строятся сложные высказывания. Заполните правую колонку таблицы соответствующими названиями логических операций.

10 В естественном языкеВ логике. и. конъюнкция. или. дизъюнкция Неверно, что. отрицание. хотя. конъюнкция. в том и только в том случае. эквивалентность. но. конъюнкция. а. конъюнкция Если. то. импликация. однако. конъюнкция. тогда и только тогда, когда. эквивалентность Либо. либо. строгая дизъюнкция. необходимо и достаточно. эквивалентность Из. следует. импликация. влечет. импликация. равносильно. эквивалентность. необходимо. импликация. достаточно. обратная импликация

11 Алгоритм построения таблицы истинности: 1.Подсчитать количество переменных n в логическом выражении; 2.Определить число строк в таблице, которое равно 2 n 3.Подсчитать количество логических операций в логическом выражении m и определить количество столбцов в таблице, которое равно m + n 4.Ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов; 5.Заполнить столбцы входных переменных наборами значений; 6.Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.

12 Построение таблиц истинности в электронной таблице Excel.

13 Как построить таблицу истинности в Microsoft Excel Алгоритм: 1.Установить по формуле последовательность выполнения логических операций; 2. Записать названия столбцов и возможные наборы значений исходных логических переменных; 3. Создать логические формулы: вставка — функция; выбрать категорию: логические; указать ячейки, в которых хранятся аргументы функции; протянуть формулу для всех значений логических переменных.

14 Составить таблицу истинности для логического выражения А & (В۷С).

15 АВСС(В ۷ С)А & (В ۷ С)

16 Составить таблицу истинности для логического выражения в тетради: F = (А۷В) & (А۷С) & (В&С) & А F = A & B v A & B F = A & (B & B C) F= A (B & C) F= (A & B) v (A & B) F= A & (B v B & C)

17 Домашняя работа: 1 ( 46). Обсуждая конструкцию нового трёхмоторного самолёта, трое конструкторов поочередно высказали следующие предположения: 1) при отказе второго двигателя надо приземляться, а при отказе третьего можно продолжать полёт; 2) при отказе первого двигателя лететь можно, или при отказе третьего двигателя лететь нельзя; 3) при отказе третьего двигателя лететь можно, но при отказе хотя бы одного из остальных надо садиться. Лётные испытания подтвердили правоту каждого из конструкторов. Определите, при отказе какого из двигателей нельзя продолжать полёт. 2 ( 54). Представим такую ситуацию: по телевизору синоптик объявляет прогноз погоды на завтра и утверждает следующее: 1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя. 2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра. 3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра. Так какая же погода будет завтра? Уровень знания: Записать условие задач 1 и 2 на языке алгебры логики. Разобрать решение задач в учебнике (п ) Уровень понимания: + Сформулировать достоинства и недостатки метода решения задач, основанного на алгебре логики. Уровень применения: + Сформулировать тип логических задач, решаемых данным методом.

«Построение таблиц истинности логических выражений с использованием электронных таблиц»

— адрес(индекс) — 422796, Республика Татарстан, Пестречинского района, с.Шали, ул.Тукая д.138.

— телефон: раб.- 8(84367)35290; дом.- 8(84367)35170;

— электронная почта: zifa 94@ yandex . ru ; shali 33@ bk . ru

— Гимадиева Миннезифа Шакуровна ( zifa 94@ yandex . ru ; shali 33@ bk . ru )

— Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шалинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Урок №1 «Построение таблиц истинности логических выражений с использованием электронных таблиц»………………………………………………………………………. 3 — 10

Урок №2 «Построение таблицы истинности для «функции импликации» и «функции эквивалентности» с использованием электронных таблиц»………………………. 10 — 13

Список использованной литературы…………………………………………………………. 14

Примечание: для того чтобы, построить таблицу истинности для логических выражений с использованием электронных таблиц можно проводить два урока. В первом уроке построение таблиц истинности для базовых логических операции: логическое умножение, логическое сложение и логическое отрицание, а во втором для «функции импликации» и « функции эквивалентности».

Тема урока: «Построение таблиц истинности логических выражений с использованием электронных таблиц»

Место работы: МБОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа», с.Шали, Пестречинский муниципальный район, Республика Татарстан
Должность : учитель информатики первой квалификационной категории Гимадиева Миннезифа Шакуровна

  • иметь представление о логических функциях в электронных таблицах и познакомиться с логическими функциями Excel;
  • знать алгоритм построения таблицы истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц, порядок заполнения входных переменных;
  • — расширить умственный кругозор учащихся;
  • уметь по логическому выражению составлять таблицы истинности;,

Развивающая:

  • создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и группах.
  • повысить общую культуру учащихся;
  • воспитать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания в других областях школьных знаний;

Учащиеся должны знать и уметь:

  • этапы составления таблиц истинности;
  • правила составления таблиц истинности;
  • по логическому выражению составлять таблицы истинности.

Тип урока: урок изучение нового материала Оборудование урока: персональные компьютеры, программа Microsoft Excel, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями; План урока. 1.Организационный момент 2.Сообщение темы и постановка целей урока 3.Проверка знаний. Устная работа. 4.Изучение нового материала 5.Закрепление полученных знаний 6.Подведение итогов урока . 7.Домашнее задание . Ход урока. 1. Организационный момент Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу. 2. Сообщение темы и целей урока.

  • Как человек мыслит?
  • В чем сходство и различие в арифметическом умножении и логическом умножении?

На эти и некоторые другие вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня на уроке. Так же познакомимся с построением таблиц истинности с использованием электронных таблиц, узнаем некоторые составляющие нашего мышления. Итак, тема нашего урока: «Построение таблиц истинности логических выражений с использованием электронных таблиц» . (Запись в тетради темы урока) 3.Устная работа. Задания на карточках. 1)Надо установить соответствие с терминами логики- соедините правильные определения или обозначение:
1. Логика1. АВ
2.Высказывание2. Логические сложение
3.Алгебра логики3.Наука о формах и способах мышления
4. Логическая константа4. Логическое отрицание
5. Дизъюнкция5. ИСТИНА и ЛОЖЬ
6. Инверсия6. АВ
7.Конъюнкция7. 
8.Импликация8. Наука об операциях над высказываниями
9.Эквивалентность9.Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается
2) а)Отгадать кроссворды по вариантам. Дается только форма-схема кроссворда на карточке и ученики должны их заполнить. (если используется интерактивная доска, то кроссворд можно заполнить прямо на доске). б) Используя интерактивную доску, ученики отвечают на вопросы и сами заполняют кроссворд. Вариант 1. По горизонтали : 1.Прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание. 3.Логическое сложение . 5. Немецкий ученый, философ, логик. 8.Мысль, о которой что-либо утверждается или отрицается. 9.Логическая связка. 10. Одно из двух возможных значений, которые могут принимать логические формулы; правда. По вертикали: 2.Логическое умножение. 4.Отрицание. 6.наука о законах и формах мышления. 7.Частица, используемая для образования сложного высказывания.
Вариант1
1/умоза2/ключение
о
н
3/дизъюнкц4/ия
юн
5/лейбницв
к6/ле
цор
8/суждениегс
7/ияи9/и
лкя
10/истина
Вариант 2. По горизонтали: 2.Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. 5.Это повествовательное предложение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. 6.Логическое умножение. 7.Логическое сложение. 9.Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. 10. Наука о законах и формах мышления. По вертикали: 1.Частица, используемая для отрицания. 3. Прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание. 4.Одно из двух возможных значений, которые могут принимать логические формулы. 8. Отрицание.
е
2/с3/ужде1/н4/ие
мс
от
5/высказывание
ан
6/конънкцияа
л
7/дизъюнкц8/ия
чн
ев
не
10/логикар
ес
и
я
4. Объяснение нового материала. Таблица истинности – таблица определяющая значение сложного высказывания при всех возможных значениях простых высказываний. Составные высказывания в алгебре логики записываются с помощью логических выражений. Решение логических выражений принято записывать в виде таблиц истинности — таблиц, в которых по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных выборах его переменных. Алгоритм построения таблицы истинности: 1)подсчитать количество переменных п в логическом выражении; 2) Выяснить количество строк в таблице = 2 п +1 , где п — ко­личество переменных, а 1 — указывает шапку таблицы, в котором вводится названия столбцов таблицы. 3)Выяснить количество столбцов = количество переменных + количес­тво логических операций. 4)Установить последовательность выполнения логических операций. 5)Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы
значений исходных логических переменных. 6)Заполнить таблицу истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью. Пример. Для формулы F =А&(В˅¬В&¬С) построим таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц. 1.Количество логических переменных 3: А, В, С; Следовательно, количество строк в таблице истинности = 2 3 +1=8+1=9. 2.Количество логических операции в формуле 5, следовательно, количество столбцов в таблице истинности должно быть 3+5=8. 3.Расставим порядок выполнения операций: 5 4 1 3 2 F =А&(В˅¬В&¬С) 4.Нарисуем и заполним таблицу.
АВѬ¬ѬВ&¬СВ˅¬В&¬СА&(В˅¬В&¬С)
00011110
00110000
01001010
01100010
10011111
10110000
11001011
11100011

Итак, получили таблицу в тетрадях. Сейчас, попробуем построить с использованием электронных таблиц.

  1. Запускаем Microsoft Excel.
  2. В появившемся окне создаем заголовки и введем в столбцы А, В и С значения логических аргументов, а в остальных столбцах соответствующие логические функции.
  3. Для ввода логических функции можно воспользоваться командой «Вставка→Функция», или также в строке меню находим «Формулы» → «логические»→ находим нужную логическую функцию.

4.Используя Мастер функций, начинаем заполнять таблицу: 1)Для отрицания значения В ( ¬В) в ячейке Е5 вводим формулу =НЕ() 2) А в диалоговом окне «Аргументы и функции» в текстовых полях Логическое значение 1 и Логическое значение 2 выбрать имена ячеек, в которых хранятся аргументы логической функции. В этом случае ячейка С5. В ячейке Е5 получается формула =НЕ(5) и нажимаем «ОК». 2)В ячейке Е5 выходит значение «ИСТИНА» 3)Скопируйте эту формулу вниз в блок ячеек (Е5;Е12). 4)Таким образом в ячейку F5 вводим формулу =НЕ(F5) и нажимаем «ОК». 5)Скопируйте эту формулу вниз в блок ячеек (F5;F12).
6) В ячейку G5 вводим формулу =И(Е5;F5) и нажимаем «ОК». 7)Скопируйте эту формулу вниз в блок ячеек (G5;G12). 8) В ячейку H6 вводим формулу =ИЛИ(C5;G5) и нажимаем «ОК». 9) Скопируйте эту формулу вниз в блок ячеек (Н5;Н12). 10) В ячейку I5 вводим формулу =И(C5;G5) и нажимаем «ОК». 11) Скопируйте эту формулу вниз в блок ячеек (I5;I12). Итак, получилась таблица — таблица истинности.
АВѬ¬ѬВ&¬СВ˅¬В&¬СА&(В˅¬В&¬С)
000ИСТИНАИСТИНАИСТИНАИСТИНАЛОЖЬ
001ИСТИНАЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬ
010ЛОЖЬИСТИНАЛОЖЬИСТИНАЛОЖЬ
011ЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬИСТИНАЛОЖЬ
100ИСТИНАИСТИНАИСТИНАИСТИНАИСТИНА
101ИСТИНАЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬ
110ЛОЖЬИСТИНАЛОЖЬИСТИНАИСТИНА
111ЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬИСТИНАИСТИНА
5. Закрепление нового материала. Задания для самостоятельного выполнения. Выполнить задание также двумя способами. a) F= ¬(A˅B)ʌ(C˅B); 6. Итоги урока. Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке. Поставить оценки. 7.Домашнее задание. Прочитать §3.2.2. и выполнить задание 3.3. построить таблицы истинности для следующих формул : а) F =( A ˅ B )ʌ(¬ A ˅¬ B ) ; б) F = A ˅( B ˅¬ B ʌ¬ C ) ; Урок №2 Тема урока : Построение таблицы истинности для «функции импликации» и «функции эквивалентности» с использованием электронных таблиц Цель урока: — закрепить полученные знания, умения, навыки ; — выразить «функцию импликации» и « функцию эквивалентности» через базовые функции; — построить таблицу истинности для «функции импликации» и « функции эквивалентности». Ход урока. 1. Организационный момент Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу. 2. Сообщение темы и целей урока. 3.Устная работа. Для проверки знаний используем тест и вопросы: 1)тест 1.Константа, которая обозначается «1» в алгебре логики называется: а) ложь; б)истина; в)правда; г) неправда. 2. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «и» называется: а)инверсия; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г)импликация. 3. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «или» называется: а)инверсия; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г)импликация. 4. 3. Присоединение частицы «не» к высказыванию называется: а)инверсия; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г)импликация. 5. Объединение двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если …, то …» называется: а)инверсия; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г)импликация; д)эквивалентность. 6. Объединение двух высказываний в одно с помощью оборота речи « …. тогда и только тогда, когда …» называется: а)инверсия; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г)импликация; д)эквивалентность. 2)Вопросы: 1. Что такое таблица истинности и каков алгоритм ее заполнения? 2.Как получить строку таблицы истинности ? 3. Как получить столбец таблицы истинности ? 4.Какие логические операции вычисляется впервые? 4.Изучение нового материала 1.Практическое задание «Функция импликации». Логическое следование (импликация) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если …, то …» . Составное высказывание, образованное с помощью операции логического следования (импликация), л ожно тогда и только тогда, когда из истинной посылки (первого высказывания) следует ложный вывод(второе высказывание). 1) Выразим функцию импликации F =А→В через базовые логические функции. «Функция импликация» равносильна логическому выражению F = ¬А˅В. Построим таблицу истинности для «функции импликации» логическому выражению F = ¬А˅В.
Функция импликации
Таблица2.
АВ¬А¬АνВ
00ИСТИНАИСТИНА
01ИСТИНАИСТИНА
10ЛОЖЬЛОЖЬ
11ЛОЖЬИСТИНА
2).В электронных таблицах создать заготовку таблицы истинности функции импликации: 1. создать заголовки и ввести в столбцы А и В значения логических аргументов. 2. в столбцы соответствующие логические функции. 3. для ввода логических функции можно воспользоваться командой: «Вставка→Функция», или также в строке меню находим «Формулы» → «логические»→ находим нужную логическую функцию. 3)Используя Мастер функций, начинаем заполнять таблицу: Получили таблицу истинности для «функции импликации» 2.Практическое задание «Функция эквивалентности» Логическое равенство (эквивалентность) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи « …. тогда и только тогда, когда …». Составное высказывание, образованное с помощью логической операции эквивалентности, истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны. Логическая операция эквивалентности «А эквивалентно В» обозначается F = A ↔ B . 1) Выразим « функцию эквивалентности» F = A ↔ B через базовые логические функции. «Функция эквивалентности» равносильна логическому выражению F = (¬Аʌ¬В)˅(АʌВ). Построим таблицу истинности для « функции эквивалентности » в электронных таблицах для логического выражения F = (¬Аʌ¬В)˅(АʌВ).
Таблица 3.
«Функция эквивалентности»
АВ¬А¬В¬Аʌ¬ВАʌВ(¬Аʌ¬В)ν(АʌВ)
00ИСТИНАИСТИНАИСТИНАЛОЖЬИСТИНА
01ИСТИНАЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬ
10ЛОЖЬИСТИНАЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬ
11ЛОЖЬЛОЖЬЛОЖЬИСТИНАИСТИНА
2) В электронных таблицах создать заготовку таблицы истинности функции эквивалентности : 1. создать заголовки и ввести в столбцы А и В значения логических аргументов. 2. в столбцы соответствующие логические функции. 3. для ввода логических функции можно воспользоваться командой «Вставка→Функция», или также в строке меню находим «Формулы» → «логические»→ находим нужную логическую функцию. 3) Используя Мастер функций, начинаем заполнять таблицу: 5. Закрепление нового материала. Задания для самостоятельного выполнения . Выполнить задание из ЕГЭ Символом F обозначено логическое выражение ¬Х→У . Выберите таблицу истинности для F .
ХУF
000
011
100
110

1.
ХУF
000
011
100
110
2.
ХУF
000
011
100
110
3.
ХУF
000
011
100
110
4. 6. Итоги урока. Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке. Поставить оценки. 7.Домашнее задание. §3.2.3. читать, из задания 3.8. доказать с использованием таблиц истинности правильность выражения логических функций через базовые логические функции : а) F = A ↔ ¬ A ; б ) F =( A → B ) ↔ (¬ B → A ) → Литература: 1.Информатика 10 класс «Поурочные планы» по учебнику Н.Д. Угриновича сост. М.Г. Гилярова -Волгоград: ИТД «Корифей». 2.Поурочные разработки по информатике 10ткласс О.А.Соколова — М. «ВАКО». 3.Информатика и ИКТ. 10 класс — профильный уровень, Н.Д. Угринович — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 4.Практикум по информатике и информационным технологиям Н.Д.Угринович , Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *