«Яндекс.Такси» теперь принадлежит только «Яндексу»
«Яндекс» выкупил у Uber 29% принадлежавших американцам акций в сервисе «Яндекс.Такси», Uber уходит с рынка. Как повлияет монопольное положение «Яндекса» на рынок такси?
—>
Uber покинул российский рынок. «Яндекс» выкупил принадлежавшие американской компании 29% в совместном предприятии и стал единственным владельцем сервиса «Яндекс.Такси». Как это может изменить российский рынок услуг такси?
«Яндекс» пока нельзя назвать монополистом. Например, в Москве для заказа такси можно использовать сразу несколько приложений. Помимо «Яндекс Go», это еще Uber, внутри которого все тот же «Яндекс», а также «Ситимобил», который в прошлом году грозился уйти с рынка, но так и не ушел. Есть еще сервис InDrive, но это не совсем агрегатор, а скорее онлайн-площадка, где пассажиры и водители такси могут найти друг друга и договориться о поездке. Или не договориться, если пассажир предложит слишком низкую цену.
Выбор формально есть. Но по факту все равно приходится пользоваться или «Яндекс Go», или Uber, что примерно одно и то же. Вот что Business FM рассказала москвичка Полина:
«Я пыталась ночью добраться от клуба до дома, время было примерно два часа ночи, я зашла сразу в Uber, « Ситимобил » и InDrive. Uber предложил мне доехать от Покровки до Люберец за 1200 рублей, « Ситимобил » предложил 890 рублей, InDrive показал, что средняя цена 550 рублей, но по опыту могу сказать, что очень редко эта средняя цена срабатывает, никто обычно за нее не везет. Заказала « Ситимобил » . Поиск машины длился 20 минут, в итоге никакую машину мне не нашли. Параллельно я также включила InDrive, поставила 600 рублей, потом повысила до 650 рублей, потом до 700 рублей, но все равно никакие машины не приезжали. В итоге я заказала Uber за 1100 рублей потому, что цена за эти 20 минут успела упасть».
Для водителей такси в российской столице «Яндекс» уже давно стал главным агрегатором, через него приходят заказы, оформленные в том числе в приложении Uber. Говорит московский таксист Александр:
«Для работы основной агрегатор — это «Яндекс», потому что у «Яндекса», как мы знаем, больше всего заказов. У меня тоже есть подключение к «Ситимобил». С «Ситимобил», конечно, интересная ситуация: когда пошел в том году разговор о его уходе, он всем объявил, что уйдет, но в итоге так и не ушел. При этом он забыл всем сказать, что он не уходит. И получилось так, что не то что пассажиры многие даже не знали и до сих пор не знают, что не ушел «Ситимобил». Даже водители, которые постоянно возили и работали именно на «Ситимобил», они до сих пор удивляются, когда им говоришь, что «Сити» в Москве присутствует, он как работал, так никуда и не делся. Они так удивляются, начинают скачивать, входить в свой аккаунт и действительно удивляются, что он существует».
До последнего времени в приложении Uber цены на поездки были ниже, чем в «Яндекс Go», хотя это одна и та же платформа. Как будет теперь, непонятно. И еще вопрос, останется ли Uber в России как бренд.
Но говорить, что «Яндекс» становится монополистом на рынке агрегаторов такси и будет диктовать цены, все-таки преждевременно. Так считает руководитель Центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус:
Станислав Швагерус руководитель Центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ «То, что происходит в одном регионе, может быть совершенно по-другому в другом регионе. Так вот, например, такси «Максим» в отдельных регионах является, с точки зрения обывателя, монополистом, потому что «Яндекса» нет и там везде такси «Максим», в этих регионах. Говорить о том, что «Яндекс» занимает монопольное положение, он доминирующее и так занимает официально по данным Федеральной антимонопольной службы. И от того, что в какой-то компании, которая является доминирующей на рынке, уходит один из учредителей, положение компании на рынке абсолютно не меняется».
Стоимость поездки на такси действительно повышается. Похоже, тарифы растут быстрее инфляции, но точно не в несколько раз. И вряд ли ситуация кардинально изменится после ухода Uber с российского рынка. Эксперты этого пока не ожидают.
Остаются другие вопросы, не связанные со стоимостью поездок на такси. Сможет ли Uber вывести из России деньги, полученные от продажи доли американской компании в «Яндекс.Такси»? И не повлияет ли это на курс рубля? Все-таки это немалые деньги, стоимость сделки — более 700 млн долларов. Тут прямая аналогия с Shell, которая, предположительно, скупала на рынке валюту на рубли, полученные от продажи своей доли в проекте «Сахалин-2», что могло ослабить рубль.
По информации «Интерфакса», российские власти ограничили покупку валюты на рынке для оплаты сделки Uber и «Яндекса» суммой 150 млн долларов в сутки.
Кто и когда основал Яндекс Такси
Один из самых популярных агрегаторов в сфере услуг пассажироперевозок — Яндекс Такси. Согласно статистике, он занимает более 50% на рынке Москвы, и активно развивает свой бизнес в регионах России. По прогнозам экспертов, такие темпы развития компания сохранит и в будущем, распространяя свое влияние на территории страны и ближнего зарубежья.
История основания агрегатора
Основатель Яндекс Такси — ООО «Яндекс». Сервис начал свою работу в Москве в 2011 году, под руководством Льва Воложа, старшего сына сооснователя материнской компании Аркадия Воложа, и позиционировался как один из сервисов. На этапе открытия с ним уже сотрудничало более 1000 водителей из 11 таксомоторных предприятий города.
Отличительная черта агрегатора — специализированное мобильное приложение для клиентов. Оно работает на смартфонах с платформами iOS и Android. Оно было запущено на старте работы сервиса. Позже, летом 2012 года, появилась и веб-версия вызова такси.
Комиссия, которую водители отчисляют агрегатору, исходя из суммы заказа, была введена только в 2012. А по прогнозам специалистов объем заказов в следующем, 2013 году должен был составить 60 млн. долларов.
Сервис успешно развивался, и в 2013 году у пассажиров агрегатора появилась возможность использовать безналичный расчет, что существенно повысило лояльность клиентов.
По итогам работы сервиса за 2013 год прибыль составила 68 млн. долларов, а его услугами воспользовались более 3,5 млн. раз.
В 2019 году сменилось руководство компании, и дирекцию возглавил Даниил Шулейко. Год также ознаменовался обновлением приложения для Android и iPhone, после чего стала доступна функция переадресации звонков. Усилилась защита персональных данных. Теперь для контакта с клиентом водителю передавался не номер телефона, а уникальный код. В этом же году было введено обязательное обучение водителей, включающее экзамен на знание стандартов сервиса и региона, в котором предстояло работать.
Важное событие в истории компании произошло в январе 2015 года — компания приобрела «Рос.Такси». Этот сервис стал впоследствии основной платформой для программы Таксометр.
По итогам пятилетней работы в сервисе работало более 30000 водителей из 450 таксопарков.
В 2016 агрегатор начал работу за пределами Российской Федерации. Представительства сервиса были открыты в Казахстане, Украине, Грузии, Армении.
В 2016 году был впервые запущен сервис «Яндекс.Такси для бизнеса» в целях обслуживания корпоративных клиентов.
Летом 2017 года компания презентовала видео о беспилотном автомобиле собственной разработки. Прототипом стал гибридный хэтчбек Toyota Prius.
13 июля 2017 было подписано соглашение с Uber. Дополнительным условием сделки стало вложение в новую инфраструктуру со стороны Яндекса 100 млн. долларов, и 225 млн. долларов — от Убер.
По оценкам экспертов, стоимость компании после подписания этого соглашения возросла до 3,7 млрд. долларов. Яндекс Такси является владельцем 59,3% акций, а Uber, соответственно, 36,6%. Сотрудникам компании принадлежат 4,1% акций.
Дата 25 июля 2017 года ознаменовалась тем, что сервис вышел на рынок Молдавии. В ноябре — купил 100% акций Foodfox, сервиса доставки еды. В декабре для пассажиров агрегатора стал доступен тариф для совместных поездок на такси Комбо.
В начале 2018 года Яндекс Такси появилось и на территории Узбекистана. 16 ноября того же года сервис под новым названием Yango вышел на территорию Израиля и начал работу на территории Гуш-Дан, в частности, в Тель-Авиве.
22 ноября 2019 в приложение для клиентов была добавлена функция вызова сразу нескольких машин. Для этого пассажирам теперь достаточно нажать кнопку «Еще такси» в программе.
Собственники и руководители
Основная доля (более 99%) уставного капитала Яндекс Такси принадлежит частной компании, зарегистрированной в Нидерландах и являющейся одним из ее учредителей. Официальное название — общество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси». Материнской компанией с момента создания сервиса выступает ООО «Яндекс». Агрегатор вписан в ее общую функциональную систему. Так, приложение Таксометр для водителей пользуется такими сервисами поисковика, как Карты и Навигатор.
Должность генерального директора сервиса с 2019 года занимает Даниил Владимирович Шулейко. В 2011 году закончил факультет автоматики и электроники НИЯУ МИФИ. С 2010 года по 2015 работал в Delivery Club — был одним из тех, кто его придумал и создал сервис по доставке еды. С 2015 года перешел на должность директора по маркетингу в сервис Яндекс Такси, а с февраля 2018 занял должность операционного директора компании. Сферой его деятельности было формирование стратегии развития сервиса, рост и развитие. Дополнительно был ответственен за внедрение и развитие новых направлений в работе организации.
Новый генеральный директор агрегатора Яндекс Такси продолжает политику компании:
«Самая большая битва, которую мы ведем, — битва с личным автомобилем. Мы продолжим запускать новые продукты, чтобы личная машина стала не нужна. Мне кажется, что через какое-то количество лет людям совсем запретят водить машины, и это произойдет уже на нашем веку».
Финансовый директор Яндекс Такси сейчас Евгений Сендеров. Он бывший президент Russ Outdoor (оператора наружной рекламы).
Техническим директором фудтех-направления агрегатора стал Александр Константинов. В прошлом занимавший пост технического директора соцсети ВКонтакте. Под его началом объединились сервисы Яндекс.Еда, Яндекс.Шеф и Яндекс.Лавка.
Предыдущий директор Тигран Худавердян, который часто также обозначался как владелец Яндекс Такси, сейчас занимает должность управляющего директора группы компаний Яндекса. Его карьера в Яндекс началась еще в 2006 году: был ответственен за разработку поисковой системы, а также приложения Яндекс.Навигатор и Яндекс.Браузер. В 2014 году занял пост главы Яндекс Такси и под его руководством блок стал активно развиваться. Был одним из создателей программы Таксометр — специализированного ПО для водителей.
Активно продвигает развитие сети в регионах и ближнем зарубежье. Под его началом сервис начал свою работу в 126 крупных городах. К нему на сегодняшний день подключены более 200 000 водителей.
Тигран был инициатором объединения с Uber в России. После подписания соглашения компания начала тестирование объединенной платформы, которая призвана снизить время отклика на заказ и время ожидания машины клиентом, т. к. обновленное приложение позволило водителям брать заказы в непосредственной близости от местоположения пассажира. На данный момент он не только генеральный директор Яндекс Такси, но и возглавляет объединенную компанию.
Контакты руководства Яндекс Такси
На сегодняшний день напрямую обратиться с предложениями к руководителям компании Яндекс Такси можно только во время проведения прямых линий, или оставив свою информацию в форме обратной связи на сайте.
Еще одна возможность — лично посетить открытые лекции в качестве гостя. Их проводит в головном офисе компании не только «хозяин» Яндекс Такси, но и представители топ-менеджмента, а также некоторые специалисты.
Связаться с руководством организации по поводу жалоб или предложений можно, написав электронные письма и направив через yandex.ru/support или через приложение.
Информация, содержащаяся в поступивших обращениях, передается для дальнейшего разбирательства узким специалистам, а при необходимости и руководящему составу.
Адреса центров Яндекс Такси для водителей можно посмотреть на нашей карте.
Яндекс Такси — одна из самых крупных компаний на рынке, которая занимается пассажирскими и негабаритными грузовыми перевозками. Ее таксопарк исчисляется десятками тысяч автомобилей по всей стране. Такая популярность среди водителей объясняется наличием удобной и хорошо отлаженной схемы работы, которая предполагает автоматическое распределение заказов. Регистрация в системе обеспечит вам большое количество заказов, высокие доходы и гибкий график работы.
Яндекс Такси теперь полностью принадлежит «Яндексу»: российская компания выкупила долю у Uber
Главный российский интернет-бизнес выкупил оставшуюся долю Uber в группе компаний Яндекс Такси за $702,5 млн. Совместного предприятия отныне больше нет – отечественный IT-гигант остался единственным владельцем группы, в которую входят сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. Сделка получила одобрение всех регуляторов, в том числе и правительственной комиссии по иностранным инвестициям (ее разрешение требуется всем иностранным компаниям, чтобы выйти из бизнеса в России). Как отмечают эксперты, «Яндексу» удалось сэкономить на сделке примерно $223 млн. Потому что ожидалось, что сумма оценки 29% СП будет $925 млн. (а если бы компания исполнила условия опциона, то ей бы пришлось потратить и вовсе почти $2 млрд). Однако изменившиеся обстоятельства – геополитика, курс доллара – привели к снижению суммы сделки. После сделки вся компания Яндекс Такси оценена в $2,4 млрд.
«Этим приобретением «Яндекс» завершает консолидацию райдтех- и фудтех-направлений бизнеса компании. Ранее «Яндекс» выкупил у Uber доли в Яндекс Еде, Лавке, Доставке, а также в направлении беспилотных автомобилей и роверов», – отметили в компании. Также там рассказали, что не планируют искать замену Uber.
Как заверяют в «Яндексе», изменившийся список владельцев крупнейшего в бывшем СССР агрегатора такси никак не повлияет ни на клиентов, ни на партнеров. Однако условия сделки предполагают, что новый владелец сохранит за собой право использовать бренд Uber в России и соседних странах только до 2026 года.
О желании поскорее полностью освободиться от СП с «Яндексом» Uber заявила в начале марта 2022 года. Американцы приступили к поиску покупателя на свою долю с совместном бизнесе, коим в итоге стал сам «Яндекс». Таким образом, весь процесс растянулся почти на 14 месяцев. В Uber не раз говорили, что изначально рассматривали Россию как один из важных зарубежных рынков. Но внешнеполитические условия не позволили продолжить сотрудничество.
Также читайте на нашем сайте другие новости про Uber и «Яндекс»:
- Что может заставить Uber подарить свою долю в СП с «Яндексом»?
- Развод с Uber’ом: фудтех и беспилотники теперь принадлежат только «Яндексу», такси и самокаты – еще нет, но…
- «Яндекс» избавляется от Uber
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Кому на самом деле принадлежит Яндекс [обновлено]
Выяснили, кто им управляет и кто получает с него доход, а также что за реструктуризация ждет компанию в 2023 году.
Дата публикации: 2 августа 2022
Дата обновления: 22 мая 2023
Время чтения: 8 минут
Редакция «Текстерры» Редакция «Текстерры»
«Яндекс» и интернет – это практически слова-синонимы для миллионов россиян. Крупнейшая отечественная поисковая система, маркетплейс, служба доставки еды, такси, агрегатор поиска работы, недвижимости… Сегодня «Яндекс» – транснациональная компания, чья выручка за 2022 год составила 521,7 млрд рублей (плюс 46% к 2021 году).
Но кому принадлежит «Яндекс» и почему его вдруг решили распродать по частям? Но обо всем по порядку.
В какой стране зарегистрирован «Яндекс»
Основное юридическое лицо Yandex N. V. зарегистрировано в Нидерландах в 2004 году. На такой шаг основатели фирмы Аркадий Волож и Илья Сегалович решились, чтобы иметь возможность продавать акции на бирже Nasdaq и привлекать инвесторов.
При этом компания перечисляет налоги в бюджеты России (примерно 50 миллиардов рублей в год) и Нидерландов (около 300 миллионов в рублевом эквиваленте ежегодно).
Финансовые результаты «Яндекса» за II квартал 2022. Информация с официального сайта
В России работает подразделение Yandex N. V. — ООО «Яндекс» (базируется в Москве).
Также офисы компании есть в Белоруссии, Казахстане, США, Швейцарии, Германии, Чехии, Китае и Израиле. При этом офисы в Китае и Израиле работают только как точки продаж.
Карта географического присутствия «Яндекс» в мире. Красными значками обозначены офисы компании. Интерактивную версию карты с более подробной информацией можно рассмотреть здесь
Продвинем ваш бизнес
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Кому принадлежит «Яндекс.Такси» и другие сервисы
«Яндекс.Такси» принадлежит компании MLU B.V. Это совместное предприятие Yandex N.V. и Uber. При этом в марте этого года появились сообщения, что Uber ускорит выход из предприятия в связи с событиями на Украине. По состоянию на июль единственным владельцем MLU B.V. Bloomberg указывает Yandex N.V.
Все остальные сервисы «Яндекса» также принадлежат Yandex N.V. – но часто через посреднические дочерние компании.
Напрямую компании Yandex N.V. принадлежит «Кинопоиск».
«Яндекс.Лавка», «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Еда» принадлежат яндексовскому ООО «Фудтех энд Деливери Б.В.», зарегистрированному в Нидерландах, как и головная компания Yandex N.V.
Учредитель «Яндекс.Вертикалей» («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Аренда») – швейцарское акционерное общество Yandex Auto.ru AG. Контролирующая его компания – Yandex N.V.
В силу масштабов и разнонаправленности бизнеса структура компании довольно часто меняется.
Ключевые фигуры ООО «Яндекс» в России:
- Артем Савиновский – генеральный директор, руководитель направления медиасервисов;
- Грег Абовский – операционный и финансовый директор;
- Григорий Дергачев – генеральный директор «Яндекс.Такси»;
- Даниил Шулейко – глава бизнес-группы «Яндекса» по электронной торговле и логистическим сервисам;
- Ринат Низамов – руководитель блогерской платформы «Яндекс.Дзен»;
- Петр Попов – глава бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса».
Управление «Яндексом» осуществляет совет директоров. Его состав утверждают акционеры «Яндекса» на общем собрании.
Читайте также
Акционеры «Яндекса»
У «Яндекса» три типа акций: А, B и C. Акции класса А торгуются на Московской бирже (раньше – также на бирже Nasdaq, но торги были приостановлены 28 февраля); одна акция дает один голос на собрании акционеров. Акции класса В распределены между основателями компании, каждая дает 10 голосов на собрании акционеров. Акции класса С технические и используются только для конвертации акций класса В в акции класса А.
Поэтому, если мы посмотрим на структуру акционеров «Яндекса» на официальном сайте, увидим разное распределение экономического владения и прав голоса. Голосующее большинство (51,8%) принадлежит основателям, директорам и работникам «Яндекса». Хотя экономическое большинство (87,5%) – за владельцами акций, свободно торгуемых на бирже.
Структура акционеров «Яндекса» – распределение экономического владения (Economic Ownership) и права голоса (Voting Power)
В связи с включением в санкционный список основатель «Яндекса», генеральный директор и член совета директоров Аркадий Волож покинул компанию. Но через семейный фонд он продолжает владеть 45,3% голосующих акций.
При этом «Яндекс» не выплачивает дивиденды своим акционерам – получаемые доходы направляются в развитие компании. Основным бенефициаром «Яндекса» является Аркадий Волож. Его состояние зависит от стоимости акций компании на биржах. В марте 2022 из-за обрушения стоимости акций «Яндекса» состояние Воложа сократилось на $2 млрд – до $580 млн.
У Сбербанка с 2009 года во владении находится золотая акция «Яндекса». Она дает Сбербанку право блокировать продажу крупных активов. Для «Яндекса» это — своеобразная защита от поглощения крупными западными концернами (в России сейчас вряд ли возможен сценарий поглощения «Яндекса» кем-то внутри страны).
После приостановки торгов акциями класса А на бирже Nasdaq «Яндекс» начал выкупать свои конвертируемые облигации. Цель этого – предотвращение дефолта. Выкуп облигаций нужен для реструктуризации обязательств:
Из-за приостановки торгов на Nasdaq держатели конвертируемых облигаций «Яндекса» на $1,25 млрд со сроком погашения в 2025 году получили право потребовать от компании погашения облигаций по номинальной стоимости плюс начисленные проценты. В марте «Яндекс» предупредил, что предъявление таких требований приведет к дефолту по этим обязательствам, так как компания не имеет достаточных средств для погашения облигаций.
По состоянию на июнь «Яндекс» выкупил 92,7% своих конвертируемых облигаций, заплатив за каждые $200 тысяч номинальной стоимости облигаций $140 тыс. наличными и 957 акций.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Что представляет собой «Яндекс» сегодня
Компания «Яндекс» предлагает около 100 сервисов для разных сфер жизни – от покупки авиабилетов до возможности заработка с помощью «Яндекс.Толоки» и «Яндекс.Дзена».
Сегодня основным и ключевым направлением деятельности «Яндекса» является поисковая система. Реклама в поисковике приносит порядка 60% прибыли компании.
У «Яндекса» есть сервисы для широкой аудитории и бизнеса
Новые владельцы Яндекса
В июне 2022 года из-за спецоперации России на Украине гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож попал под санкции Европарламента. Этот странный ход ЕС объяснил тем, что главные акционеры Яндекса — подсанкционные госбанки.
Практически сразу Аркадий Волож ушел со всех постов в российском подразделении компании. Все дело в том, что организация, которую контролирует подсанкционное лицо, автоматически тоже попадает под санкции. Тогда же выяснилось, что материнская компания Яндекса — нидерландская Yandex N.V. под санкции не попадает, как и другие ее дочерние компании.
После череды переговоров внутри компании руководство Яндекса пришло к решению разделить IT-гиганта на две части — международную и российскую. Сделать это было непросто, ведь 90% интеллектуальной собственности Яндекса находилось в России.
Реструктуризация Яндекса решит проблему развития новых технологий компании и продажу их в других странах. Российская же часть бизнеса останется в России и будет соблюдать российские законы.
23 ноября стало известно, что помочь в разделении компании и реорганизации российской части Яндекса может председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Новую структуру управления обсудили и согласовали с Владимиром Путиным.
Президент России Владимир Путин сделку одобрил, как и список покупателей, в который вошли глава «Интерроса» Владимир Потанин, совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов, предприниматель Алексей Мордашов и банк ВТБ.
Это не финальный список, а значит не исключены изменения. Неизвестно и то, как распределятся доли между покупателями, а также не оглашена сумма сделки – это будет обсуждаться на совете директоров голландской Yandex N.V. сегодня в Дубае.
Согласно информации Bloomberg контрольный пакет акций «Яндекса» (51%) оценивается примерно в 600 млрд руб. с учетом 50% дисконта, без которого зарубежные компании не могут покинуть российский рынок.