Уровни развития личности Вопрос «что делать? Как развиваться?» не имеет какого-либо универсального, подходящего для всех ответа: нет возможности составить инструкцию, которую можно было бы смело применять любому человеку и добиваться результатов, т.к. люди сильно различаются между собой, имеют свои особенности и таланты. Можно выделить несколько уровней, вех в развития личности (Модель с уровнями взята из книги Авессалома Подводного «Эволюция личности»). На каждом уровне человек проявляется по-своему, имеет свои стремления и задачи, а также кардинальные отличия от предъидущего и следующего уровней.

Первый и третий уровни похожи тем, что человек стремится к свободе, но эта свобода имеет качественное различие. Второй и четвёртый уровни похожи тем, что человек несвободен и реализует продолжительные программы. Поиски себя, активное сознательное саморазвитие начинается с третьего уровня развития личности. От уровня к уровню растёт степень самосознания человека.

Движение внутри уровня, как и переход с уровня на уровень, могут выходить за рамки одной жизни. Наработав определённый потенциал, человек при рождении быстро осваивает путь до того уровня, на котором остановился. Есть те, кто очень рано переходят на третий или четвёртый уровень личности (душа с большими наработками), демонстрируя с самого раннего возраста свою гениальность и быстро развиваясь в одном или нескольких направлениях. Есть те, кто переходит от уровня к уровню постепенно: в 20-25 лет переходит на второй, в 40-45 – на третий. Есть также подавляющее число людей, которые проживают жизнь на первом или на втором уровне.

Первый уровень развития личности

Внутреннее стремление: свобода делать в любой момент времени всё, что вздумается.

Первый уровень развития личности На первом уровне развития личности человек проявляет себя хаотично, наподобие маленького ребёнка, который спонтанно берётся то за одну игрушку, то за другую, то смеётся, то плачет. Осознанности как таковой нет. Человек отождествляется со своим текущим быстроменяющимся состоянием, а потому ему свойственна непоследовательность: какой импульс пришёл – то и сделал. Человек не в состоянии двигаться в каком-то направлении продолжительное время, а его поведение может жёстко направляться эгрегором, который ведёт человека по своей программе (выстраивается дорожка, а в рамках этой дорожки человек, хаотично ударяясь о стенки, продвигается в неведомом для него направлении). Человек ненадёжен, не скован какими-то догмами, не обременён обычаями и размышлениями и периодически может как-то творчески и неожиданно проявлять себя. Иногда может быть мил в своей простоте и непосредственности, но, может доставлять множество хлопот окружающим.

Отношение к жизни и тому, что произходит как к беззаботной игре. Чем-то это похоже на сон, где с человеком всё случается, не имеет каких-либо устойчивых связей, логики развития, где чудесным образом один сюжет меняется на другой, и человек уже забывает что было несколько секунд назад, где человек самозабвенно поглощён процессом, но почему и как объяснить не может (и не думает об этом).

Для человека на первом уровне развития личности не существует причин и следствий, а также идеи несения ответственности за свои действия и бездействия (вот ребёнок разрисовал обои фломастерами, потом покидал их, не закрыв, и дальше побежал играть с хвостом кошки).

Так как какие-либо продолжительные процессы человек на первом уровне развития личности вести не в состоянии, то с целью изменений в жизни и обретения желаемого, он может обратиться к специалисту с ожиданием, что тот проведёт некий магический таинственный ритуал и всё за них сделает. Им нужен немедленный результат. Такие люди могут обращаться за приворотами, отворотами и другими подобными мероприятиями. О побочных эффектах и последствиях они не догадываются, кредит берут легко и без чтения договора и информации о процентах и ежемесячных платежах. Человек может капризничать и грубо требовать того, что ему хочется. Получив что-то, он через мгновение это бездарно разбазарит и переключится на что-то другое.

Горизонт планирования находится в текущем моменте, в здесь и сейчас, которыми человек тотально поглощён. Нет ни прошлого, ни будущего. Соответственно нет ни страхов за будущее, ни сомнений, ни комплексов, ни других проблем, которые проявляются и осознаются на следующих уровнях.

Второй уровень развития личности

Внутреннее стремление: реализовать социально-обусловленные длительные программы, стабильность.

Второй уровень развития личности Это основа общества. Человек на втором уровне простой и понятный. Механизм психики собран из стандартных крупных деталей. С простыми и понятными целями и правилами: жениться нужно в определённом возрасте, купить машину, квартиру, родить детей, по вечерам смотреть телевизор или ходить в тренажерный зал, в будни работать, по субботам ходить в церковь, а по воскресеньям выбираться на природу на шашлыки или на дачу. И в этом получать большое наслаждение, поддержку и опору. Человек второго уровня отличается от человека первого уровня тем, что он способен вести продолжительные социальные программы, у него есть определённые направления и задачи, которые задают границы его свободы и движения, а также появляется ответственность, осознание причин и следствий. Здесь хаотичная свобода первого уровня сменяется упорядоченным движением.

Человек второго уровня отождествляется с каким-либо социумом, либо с длительными программами, которые реализует. Он более устойчив, чем человек на первом уровне. Человек на втором уровне подвержен сильному влиянию социального мнения, а также ожидает (часто безсознательно) руководства извне, что кто-то ему скажет что делать, направит и организует. Управление может проявляться в виде конкретного человека-авторитета, либо на уровне подсознания через эгрегор, который структурирует жизнь человека. Уровень авторитета определяется его социальными званиями и подобными атрибутами, на которые ориентируется человек – они являются важным критерием правильности и достоверности распоряжений, которые посылаются (человек, например, может начать заниматься тем, что делает его кумир). Человек чувствует поддержку эгрегора (семья, государство и др.) и свою с ним общность, отождествлённость. Без коллектива же, очень неуютно себя чувствует, не знает что делать, куда двигаться, как в вакууме, которого страшится (например, в моменты перехода на третий уровень).

Т.к. человеку необходимо соответствовать предписаниям, но у него нет для этого возможностей (человек просто другой, либо эти предписания противоречивы), то он начинает активно использовать психологические защиты (проекции, вытеснения и подавления, рационализации, оглушение и др.). Ему необходимо каким-то образом сочетать уникальность, которая есть внутри (но совсем не осознаётся) и хочет реализоваться, с условиями окружающей среды, а также нормами и стандартами того, каким надо быть. Человек учится подавлять и при помощи подавления старается себя втиснуть в рамки и грубо не давать ходу тем качествам и проявлениям, которые не вписываются в общепринятые нормы. При помощи рационализации человек на уровне слов и логичных утверждений подгоняет ситуацию под то, как надо. Вытеснение позволяет чего-то не замечать. Оглушение позволяет перебить неприятные сигналы какими-то другими (например, при помощи алкоголя).

У человека по судьбе есть определённые сценарии (сюжеты, сказки, архетипы), в которых он будет участвовать и проживать. От этих сценариев он не может избавиться, но может выбирать на каких ролях будет находиться, как будет проживать этот сценарий (например, может быть роль агрессора, жертвы и защитника, который восстанавливает справедливость). Роли и чувства в сценарии он будет проживать разные, но те, которые непозволительны, будет проецировать на окружающих. Проекции позволяют выносить качество вовне, не видеть его у себя (не он всех притесняет, а его все притесняют, он жертва, но никак не агрессор).

Жёсткое и прямолинейное выполнение программ, негибкость, могут постепенно оборачиваться негативной стороной для человека: т.к. ситуации могут меняться, то не всегда, жёстко выбранное качество будет наиболее адекватным и гармоничным (например, человек выбрал для себя качество снисходительности, которое в итоге из-за чрезмерного и, порой, неуместного использования превратилось в потакание), и если человек продолжает настаивать на каком-то догматичном проявлении, то это может грубо нарушать ситуацию. Психологические защиты позволяют долго не замечать и копить ошибку управления (эта ошибка может периодически устраняться кем-то другим. Например, сотрудниками эгрегора, которому важен данный человек), но потом эта ошибка реализуется в какой-то мощный очистительный кризис, который заставляет человека быть ближе к реальности и более адекватным.

Этот человек вполне может быть надёжным специалистом в своём деле, но ему будет не хватать индивидуальности, мастерства, вдохновения и творчества человека, который занимается той же деятельностью, но находится на четвёртом уровне. На втором уровне, в основном, идёт копирование и подражание общепринятым ориентирам. Идея о своей оригинальности и неповторимости, на данном уровне не приходит.

На втором уровне человек может читать различные книги, ходить на семинары, но основной его акцент, всё же, направлен на осуществление социально обусловленных программ (будь то государство, религия, семья), а книги и семинары он рассматривает как инструмент, который позволяет ему лучше что-то делать (но, читая, человек может незаметно и неожиданно для себя меняться и подходить к границе третьего уровня). Этому человеку свойственна практичность, направленная на перспективу, поэтому указания и техники, которые он почерпнул, может добросовестно выполнять продолжительное время.

Примеры ситуаций, которые могут символизировать и активизировать переход человека с первого уровня на второй:

  • Какое-то жгучее желание, которое не уходит и человек вынужден прикладывать постоянные усилия по его достижению;
  • Смерть кого-то из близких. Смерть одного из родителей в раннем возрасте, когда на ребёнка накладываются дополнительные регулярные обязанности и ограничения;
  • Рождение ребёнка, требующего постоянного внимания, ухода и заботы;
  • Уход в армию, где человека жёстко дисциплинируют;
  • Школа, в которой в человека имплантируются основные программы и ориентиры, которые он автоматически дальше реализует.

Некоторые религии и течения работают над тем, что помогают переходить человеку с первого уровня на второй, и на втором уровне себя вести социально-приемлемым образом (на первом уровне человек не задумывается о том, что и кто о нём думает, о том, что приемлемо, а что нет, да и о том, что вообще кто-то есть и имеет свои желаний, которые могут вступать в конфликт с сиюминутными желаниями данного человека). Это популярные среди широких масс населения течения. Другие же принимают к себе людей, которые перешли на третий и более высокий уровни (например, саньясины, которые ушли из социума и больше туда возвращаться не собираются). В рамках религии есть ответвления, которые работают с людьми разного уровня и они серьёзно отличаются по своему содержанию и тому, чем люди в них занимаются.

Поэтому, сама по себе, приверженность к какой-либо школе, церкви или направлению ещё не говорит о том, на каком уровне находится человек. Можно не принадлежать ни к какой структуре и хаотично блуждать на первом уровне. Можно выполнять ритуалы и все предписания и находиться на втором уровне развития личности. Можно идти своей обособленной дорогой, которая в некоторых моментах, как кажется, противоречит устоям, и быть на третьем и более высоких уровнях.

Когда высокие идеи адаптируются до второго уровня, из них может уходить всё «лишнее», остаются только некоторые распорядки (раз в неделю тебе нужно ходить в церковь), наборы правил (в такой-то день ты должен есть то-то и не должен того-то), догматизм, не подлежащий обсуждению, без стремления к пониманию и углублённому исследованию (в частности, человек может во что-то верить, т.к. это принято, но не читать основополагающих трудов, которые лежат в истоке данных верований), а также инструкции и рецепты для достижения гарантированного результата (например, как загипнотизировать себя на успех, как при помощи НЛП заиметь богатого мужа). Отношение к правилам и авторитетам может быть священным и безоговорочным принятием: его нужно выполнять, а почему оно возникло и зачем – человек не задаётся такими вопросами («так сказал тот-то», «так написано там-то»). Техники и способы, которые используются на втором уровне, предполагается, что они универсальны, доступны, применимы и действенны для всех. Без обращения внимания на тонкости и нюансы. Человеку может казаться, что все люди примерно одинаковые, соответственно должен быть и есть рецепт, который подходит для всех и неминуемо ведёт к желаемому результату.

Часто это люди, которые более крепко и устойчиво стоят на ногах, лучше социально адаптированы, чем люди, которые находятся на третьем (и первом) уровне. Человек на втором уровне не мучим различными психологическими проблемами, которые могут начать осознаваться на третьем. Его устраивают общепринятые ценности и он охотно стремится их реализовать.

Уровень свободы на каждом уровне свой и если человек внутренне не соблюдает некоторые ограничения, то эти ограничения проявляются во внешнем мире. На втором уровне человек прорабатывает себя, изменяется сталкиваясь с препятствиями на пути к целям и как-то решая проблему внешних ограничений. Жёсткие распорядки, регламенты и предписания необходимы для человека на втором уровне развития, т.к. помогают поддерживать дисциплину, дают ощущение включённости в общий поток, причастности к коллективной деятельности и обезпечивают устойчивость на курсе. Это рельсы, которые позволяют более эффективно (по сравнению с первым уровнем) использовать усилия человека.

Свами Вивекананда из книги «Вдохновенные беседы»:

Церкви, учения, обряды – все это лишь ограда для защиты растения, которую со временем необходимо снести, чтобы дать растению возможность расти и превратиться в дерево. Точно так же различные религии, священные писания, Веды, догматы являются для молодого растения как бы горошком, но со временем растение должно выйти их этих границ. «Ништа», так сказать, – посадка растения в горшок, так как она направляет борющуюся душу на избранный ею путь, предохраняя ее от посторонних дурных влияний.

Сигналом того, что человек начинает переходить на третий уровень может быть то, что он не получает удовлетворения в тех программах, которые ведёт. Его манит куда-то дальше, узнать больше. Он может начинать интересоваться тем, что выходит за рамки общепринятого. Задаётся вопросами: «почему?», «откуда?», «как устроено?», «а должен ли?». Нередко переход осуществляется насильственным образом, когда человек вцепился в достижения второго уровня и не хочет ни на что другое смотреть – тогда, он переживает серию кризисов и так или иначе теряет то, за что держался, либо охладевает.

Третий уровень развития личности

Внутреннее стремление: свобода и поиск своего, уникального, поиски себя.

Третий уровень развития личности Социальные ценности и общепринятые шаблоны жизни постепенно перестают человека удовлетворять, ему хочется чего-то большего, но чего – он не знает. Человек может чувствовать, что ему нужно что-то ещё, что есть что-то важное внутри, что необходимо реализовать и что не получается это сделать ведя прежний образ жизни. Наличие достижений или приобретений, которые ценились на втором уровне, могут перестать его радовать и интересовать так, как это было прежде. Человек постепенно закрывает некоторые прежние программы, а новые программы и ценности могут быть в самом начале освоения, либо ещё даже не проявились, не осознанны.

С переходом на третий уровень, у человека ослабевает связь с социумом, его прежние программы могут начать спотыкаться, поддержка ослабевать, и ему уже самостоятельно приходится делать шаги, исследовать (прежде всё было чётко определено и расписано). Здесь произходит разотождествление с социумом, а также длительными программами, которые человек реализовывал на втором уровне. Он чувствует, что является чем-то большим и начинает пытаться понять чем же именно. Человек сходит с общесоциальных рельсов в открытое поле и первое время что делать дальше не знает. Раньше везде были опознавательные знаки и распоряжения куда и как двигаться, он был встроен в систему.

Переход со второго уровня на третий может сопровождаться обрывом многих прежних связей и серьёзными кризисами как во внутреннем мире, так и в плане социализации (сталкиваются программы второго и третьего уровня). Как следствие: отсутствие стабильности в работе, деньгах и направлении движения, просадка в социальной иерархии, выход из коллективов, расставание с прежними друзьями и знакомыми, поиск новых или одиночество и непонимание другими (и сам человек, обычно, тоже не понимает что произходит). У кого-то переход более-менее гладко и постепенно произходит (например, жена, перед рождением ребёнка уходит с работы, а потом туда не возвращается и занимается саморазвитием, а муж, обеспечивает быт), а у кого-то – болезненно и с надрывами (всё порушилось и надо выживать. Появился ребёнок, муж ушёл или пришлось от него уйти, работы прежней нет и никуда не берут. Либо человек старается реализовать ценности второго уровня, но терпит необъяснимый крах, чувствует, что что-то его не пускает). Одно из проявлений попытки перехода со второго уровня на третий – это уход с хорошей работы в никуда, кардинальная смена деятельности (был бухгалтером, а стал художником) или резкий развод с прежним супругом после многих лет совместной жизни.

Человек может в течение жизни переходить с одного уровня на другой: не только с более низкого уровня на более высокий, но и обратно. И часты колебания на переходе со второго уровня на третий. Человек то в одну сторону наклоняется, то в другую: он зависает между вторым и третьим этажом и пока окончательно не определился где он хочет и может обосноваться. На втором уровне стабильно, но тошно (или, разрушено, в особо жёстких случаях, и какому-либо латанию не подлежит, что бы человек ни предпринимал), а на третьем – страшно, неизвестно, необустроено, без гарантий, но что-то манит.

Оппоизиция Уран УранОппозиция Уран-Уран Переходы могут произходить в любом возрасте, но достаточно часто они случаются и акцентируются в возрасте 40-43 лет (кризис Урана: Уран, в текущий момент жизни, находится в оппозиции к натальному, т.е. в противоположном направлении к тому положению, в котором он находился в момент рождения человека), примерно в 21 год (квадрат Урана и квадрат Сатурна на астрологическом языке) и в районе 28-30 лет (первый кризис Сатурна: Сатурн проходит по той точке, в которой он находился в момент рождения), 55-60 лет (второй кризис Сатурна). Есть и другие даты, а также, индивидуальные особенности карты данного человека, в соответствии с транзитами (перемещением) планет и тем, какие аспекты (относительное расположение) они образуют к положению планет в момент его рождения. Сатурн отвечает за выработку мудрости, дисциплины, мастерства, ответственности и взросления. Уран – за кардинальные и резкие изменения в какой-либо сфере жизни, в направлении её течения.

Примеры сценариев и событий, которые могут символизировать и акцентировать переход со второго уровня на третий:

  • Появляется что-то, что ставит под сомнение те ценности, которыми жил человек, сметает то, что он так долго выстраивал и добивался;
  • Человек закрывает своё прежнее дело, либо увольняется с работы и начинает заниматься каким-то творчеством;
  • Тяжёлые жизненные потрясения и психологические ситуации в браке, в результате которых человек вынужден заниматься психологией, самопознанием, а впоследствии становится специалистом, который помогает другим;
  • Человек разочаровывается в институте, в который поступил, бросает его и уезжает в другой город или страну;
  • Появляются проблемы, которые невозможно решить инструментами, доступными на втором уровне. У человека возникает отчётливый стимул к тому, чтобы начать изучать прежде игнорируемые области, выходить за пределы сложившейся картины мира, он начинает прикасаться к тем энергиям, которые обходил стороной, выходить за «табу» и представления, которые были в его коллективе;
  • Уход с постоянной работы на фриланс, дауншифтинг;
  • Готовность пожертвовать социальным положением и заработком ради того, чтобы иметь больше свободного времени или заниматься тем, что нравится;
  • Карьерист читает книги о том, как стать эффективнее, но потом бросает то дело, которым занимался, видя, что оно лживо и ему внутри глубоко противно, а хочется чего-то другого;
  • Неожиданная смерть кого-то из близких;
  • Человек добивается социального признания, почестей, но чувствует, что хочется двигаться дальше, что прежнее его уже не радует;
  • Человек не может устроиться на прежнюю работу как бы он ни пытался. И, если он достаточно внимателен, то заметит, что внутри не хочет на такую работу.

Смена ценностей у человека, их расхождение с социальными может сопровождаться тем, что ослабевает поддержка от социума: прежние рабочие и другие коллективы закрывают перед человеком свои двери, либо он делает это сам (см. далее «Холодное сердце»). Связь с некоторыми прежними коллективами и людьми ослабевает, он постепенно выходит из программ, в которых участвовал: с друзьями как-то не интересно, на работе скучно и тошно. Человек начинает переходить на другой энергоинформационный уровень, который в диссонансе с тем, на котором находится социум, постепенно становясь странным и непонятным для окружающих, каким-то сложным и замороченным. Человек, в некотором роде, становится похожим на гадкого утёнка, которому не место на дворе среди других домашних животных, и которому ещё предстоит многое пройти, пережить и проработать чтобы стать прекрасным лебедем, вызывающим восхищение своей силой и красотой, а также способным многому научить других людей, открыть новые горизонты, увидеть, что за рамками двора существует другой мир.

Наличие слов «у всех так», «все так делают», «так принято», которые устраивают человека, говорит о том, что человек ориентируется на социальные стереотипы, шаблоны и находится на втором уровне. На третьем уровне человека далеко не всегда устраивает так, «как у всех», ему нужно что-то своё, но что – он часто не знает. На втором уровне вопрос выбора решался ведущими человека эгрегорами и общественными стереотипами. Здесь же, на третьем уровне, начинает проявляться и крепнуть внутренний стержень, который позволяет различать что «моё», а что «не моё», выбирать, принимать решение, а также делать вопреки тому, что навязано большинством, если человек чувствует, что надо по-другому. Человек сталкивается с необходимостью самостоятельного выбора и принятия решений без какой-либо внешней поддержки. «Как мне поступить» – больше относится ко второму уровню, на третьем же уровне, человеку часто необходима дополнительная информация, а решение он уже старается принимать сам, основываясь на том, ощущает ли он поддержку изнутри или нет. На втором уровне можно было выбирать и заниматься тем, что принято, а на третьем уровне это часто не срабатывает по непонятным для человека причинам.

При переходе на третий уровень, человек начинает смутно ощущать, что всё непросто. Человека что-то куда-то зовёт, но что и куда он не знает. Здесь человек начинает ощущать внутренний зов и осознавать наличие внутреннего мира его влияния на внешние обстоятельства, а также и на других людей. Человек начинает проявлять интерес к себе, заниматься самопознанием и самоисследованием. Он может начать ходить по различным обучающим программам и читать книги для того, чтобы лучше понять и разобраться в том кто он есть и чего хочет. Иногда бывает ощущение при чтении или изучении, что ничего не понятно, но почему-то жутко интересно. Окружающим он начинает казаться непонятным, странным, слишком сложным, «замороченным». Могут быть хаотические поиски своего, исследования, эксперименты, перебор различных школ, учений, направлений и вариантов движения, но уже с компасом, который иногда показывает «горячо» или «холодно».

Человек начинает чувствовать, что заглядывать на других, на то, как у них, чаще всего, безсмысленно, что у каждого своё, и сравнение людей между собой неуместно. На втором уровне есть допущение, что все одинаковые (человек воспринимается не как индивидуальность, а как некий социальный элемент, усреднённый представитель своего коллектива, который должен иметь определённые характеристики и качества, а отклонения от стандарта часто не понимаются и порицаются), что нужно соответствовать некоторому социально одобряемому шаблону, есть ложное представление, что все равны и находятся в равных условиях, а если у Пети не получается так, как у Васи, то это только потому, что Петя недостаточно старается. Выдёргивать какие-то кусочки из жизни другого человека (которые, к тому же, могут быть маской) и хотеть чтобы было как у него, без изменения себя и других своих качеств (и, порой, среды пребывания) часто непродуктивно, т.к. жизнь человека – это не набор каких-то кусочков, которые можно тасовать любым удобным способом, а система различных балансов, где всё влияет на всё.   

Человека третьего уровня, который приходит на консультацию, может интересовать не только (и не столько) решение проблем, сколько общение со специалистом, расширение своего кругозора, более глубокое постижение того, как устроен мир, сам человек и его психика, у него зарождается и проявляется активный и живой интерес к темам, которые выводят его из прежних рамок.

По сравнению с хорошо проработанным вторым уровнем, человек на третьем уровне, особенно в самом начале, может ощущать снижение уровня устойчивости и уверенности в принимаемых решениях и реализуемых программах, т.к. прежде он опирался на мощные, поддержанные большинством, ценности, от которых он теперь отходит (соответственно, многое из того, что раньше получалось, не работает, либо приносит не тот результат, который бы хотелось), а свои ценности, идеалы и ориентиры ещё как следует не проявлены, внутренний стержень только начинает формироваться. Но постепенно вырабатывается внутренняя уверенность, которая не зависит от внешних причин и того, что кто-либо скажет, от социальных оценок, влияний общественного мнения.

На третьем уровне серьёзным врагом является гордыня, которая сковывает, жёстко фиксирует и не даёт делать человеку многое из того, что было бы полезно и желательно, а также, часто, препятствует обучению, расширению, т.к. для обучения необходимо стать в позицию ученика, попросить, признаться, что чего-то не умеет и что-то нужно. Соответственно, могут идти удары по гордыне: человек терпит ситуации, которые прежде воспринимал как унижение, лишения и постепенно становится гораздо более гибким, добрым и лёгким.

Проблемы, которые появляются у человека на третьем уровне, часто не имеют решения методами второго уровня: необходима индивидуальная работа с человеком и отыскание своей собственной дороги. Здесь уже зарождаются первые попытки решения различных конфликтов и антагонизмов, которые принципиально не решаемы на втором уровне. Человек начинает различать тонкости и чувствовать как следует поступить. Решение проблем на втором уровне, это подключение человека к ведущим, общепринятым стереотипам, которые дают однозначные рекомендации как действовать, к чему следует стремиться, чему поклоняться. Но там нет тонкостей, оттенков и нет указаний что делать тогда, когда сталкиваются несколько указаний, которым надо следовать.

Глубина и степень осознанности растут от уровня к уровню. Внутренняя организация человека усложняется, он становится способным вместить множество тонкостей, сложностей и деталей. Понятия «плохого» и «хорошего» на третьем уровне начинают восприниматься по-другому и не так прямолинейно однозначно как прежде.

Для обезпечения вычислительных мощностей с ростом уровня требуется более серьёзная энергетическая поддержка, а потому, человек может, в моменты снижения количества энергии, проседать и переходить на другой энергоинформационный уровень, например, в результате усталости, болезни или переутомления. Поэтому, на третьем уровне человек начинает заниматься саморегулированием, накоплением, сохранением и выработкой энергии через различные практики и упражнения. Работает над своим внутренним миром и привычками, устраняя негативные места, которые наиболее серьёзно влияют на количество его энергии. Например, может перейти в вегетарианство, перестать пить и курить, смотреть телевизор и слушать популярную музыку, начать заниматься контролем мыслей, учиться управлять эмоциональным состоянием, дисциплинирует половую жизнь, делает какие-либо комплексы физических упражнений, диеты, голодания, чистки (см. статью «Энергия человека»). Через медитативные вылеты, человек может на время выходить на уровни, которые ему пока ещё не доступны в постоянном режиме (сделал прыжок и посмотрел в окно что и как на соседнем этаже).

Человек может переходить на другой ритм жизни и распорядок дня. Соответственно, ему становится сложно работать в режиме, в котором работает большинство людей (условно с 9:00 до 17:00 в будни).

На третьем уровне становится важным повышение тонкости восприятия и чувствительности к тому, что произходит во внутреннем мире. Необходимо уметь глубже смотреть в себя, избавляться от слепых пятен, снижать количество психологических защит, которые притупляют или искажают восприятие, а также скрывают (а потом и указывают, если человек учится обнаруживать срабатывание защиты) на места, которые недостаточно хорошо проработаны, где есть «хвосты». Потому особенно актуальной становится задача работы над самообманом, более тщательным изучением себя, устройства психики и принципов её работы, выявлении автоматических действий и однотипных сценариев как в поведении, так и в мыслях. Психологические защиты, которые активно использовались на втором уровне, необходимо постепенно обнаруживать и снимать, чтобы более тонко и точно воспринимать (защита блокирует восприятие, создавая слепую зону для человека, либо искажая). Повышается чувствительность, внутренний компас гораздо лучше начинает работать, т.к. отбрасываются или видны многие факторы, которые оказывали влияние на стрелку. По мере изучения собственного мира, человек может также постепенно начинать улавливать различия в своих состояниях, замечать изменения, которые возникают под воздействием различных эгрегоров и людей на него. Он также видит, что внутренние трансформации ведут к тому, что преобразуется внешний мир, события, которые с человеком произходят.

Человек уже старается не грубо подавлять какие-то свои нежелательные проявления, а лучше их узнать, увидеть и понять то, как они влияют на него, какую положительную функцию несут в себе. Он постепенно начинает не исключать что-то, а переводить на более высокую октаву.

Пример «Марс и октавы»

Двоё пьяных встретились на остановке, и, начав с обычной беседы, стали кричать, спорить и переходить к нагнетанию атмосферы, которая постепенно переросла бы в драку между ними. Двое уже втягивались в сценарий. У каждого была энергия, которую они хотели реализовать. Подобные люди часто безсознательно притягиваются друг к другу и сталкиваются, чтобы произошла разрядка (к человеку пришла энергия и её надо на что-то реализовать). Но несколько человек из толпы подошли и разняли их. Парень, который разнимал, через пару минут разговорился с одним из выпивших и постепенно предложил побороться в игровой форме. В итоге, разрядка произошла, энергия была реализована, но на более гармоничном уровне, чем это было бы в результате драки: без негативных последствий для тела, порванной одежды и спокойствия окружающих. Выпивший был очень доволен и рад. Алкоголь снимает многие ограничения и то, что было подавлено в трезвом состоянии, начинает выходить и стремится к реализации. Марс может быть реализован различными способами, какие-то более гармоничные, какие-то – менее, например: участие в соревнованиях, драка, скандал, трудная энергичная работа, тренажёрный зал, проповедь. Во многом то, в каких рамках и качествах будет проявляться Марс, зависит от стихии, знака Зодиака, дома, в котором он стоит, а также аспектов с другими планетами гороскопа.

В результате человек постепенно переходит на четвёртый уровень развития личности.

Четвёртый уровень развития личности

Внутреннее стремление: реализовать свои длительные основные направления.

Четвёртый уровень развития личности Человек проделал большую работу в самоизучении и избавлении от внутренней и внешней лжи. Он достаточно точно знает куда ему необходимо двигаться и что хочется реализовать. Он чётко ощущает своё призвание. Он убрал многие шаблонные действия из своей жизни, а также, уже ненужные, программы и алгоритмы, которые были ему навязаны. Человек начинает устойчиво реализовывать несколько длительных программ, которые ощущает как свои, истинные, но эти программы пока между собой недостаточно интегрированы, идут параллельными потоками и периодически могут конфликтовать.

Отличие второго от четвёртого уровня заключается в том, что на втором уровне программы, которые ведёт человек, стандартны и приняты для реализации в данном социуме («я делаю потому, что так принято»), а на четвёртом уровне человек ощущает программы (пусть даже если они внешне похожи на те, что ведутся большинством) как свои собственные, чувствует, что это его. Реализуя эти программы, человек окрашивает их своей индивидуальностью: за ними стоит что-то уникальное, неповторимый почерк. Находясь на четвёртом уровне, человек начинает открывать двери другим. На втором уровне идёт копирование, повторение в общих чертах, а на четвёртом – выработка нового и уникального. На втором уровне находится хороший крепкий ремесленник, а на четвёртом – Мастер и Учитель.

Отличие четвёртого уровня от третьего заключается в том, что человек уже не ищет, а твёрдо стоит на ногах, реализует интересные для него направления, он чётко знает что его. Уровень свободы человека на четвёртом уровне ограничен и диктуется изнутри самим характером программ, которые он осуществляет.

Пятый уровень развития личности

Внутреннее стремление: интеграция программ, полная реализация и адекватность каждому моменту.

Пятый уровень развития личности

Этому уровню присуща спонтанность, но она совсем другого рода, нежели на первом, где спонтанность – это хаотичное чередование безсвязных мгновений. Это уровень очень высоких учителей, обладающих огромными возможностями и способных в каждый момент времени жить и двигаться по пути безупречно. В отличие от четвёртого уровня, у человека на пятом уровне программы интегрированы между собой, сливаясь в единый поток жизни и реализации. Человек проявляет свою уникальную неповторимость, свой почерк, творчески раскрываясь в каждом мгновении и окрашивая всё ароматом, присущим только данному человеку. Здесь нет противопоставлений, есть только тончайшее следование потоку, принятие и проживание всего, что произходит, адекватность и гармоничность.

Холодное сердце

В мультфильме «Холодное сердце», одна из главных героинь – Эльза, обладает магическими способностями. В результате неосторожной игры в детстве, она ранит свою младшую сестру (Анну), и родители принимают решение держать Эльзу подальше от других людей, рекомендуют ей подавлять (см. статью «Потеря и возвращение души») и скрывать свои качества (родители стараются удерживать Эльзу на втором уровне, блокируют опасные творческие поиски, а потенциальные таланты, инаковость, пытаются притушить подавлением). Эльза боится своих способностей (периодически воспринимая их как проклятье), не знает как их контролировать, но они нарастают с каждым днём. Через некоторое время родители погибают в кораблекрушении, а сёстры остаются одни. В момент коронации Эльзы, Анна выводит сестру из себя, и та, не желая того, проявляет всем свои магические способности, причём в деструктивном и страшном для других виде (люди вокруг напуганы, некоторые агрессивны и хотят от девушки избавиться). В результате Эльза убегает из замка в горы (чувствуя то, что она опасна для окружающих), безсознательно превратив лето вокруг в зиму, но в одиночестве начинает ощущать и проявлять то, кем она является на самом деле, произходит освобождение, от прежде сковывающих запретов, и преображение (переход со второго уровня на третий). Прежде Эльза придерживалась того, что ей было сказано, выполняла так, как должно быть и как принято. Теперь же она проявляет бунт против запретов и понимает, что магические способности – это часть её природы, ощущает внутреннюю силу и направление куда двигаться и как поступать. Анна отправляется на поиски своей сестры (во время поисков девушка переходит с первого уровня на второй). В конце истории, королева Эльза возвращается в замок и начинает творить управляемые чудеса на благо других людей. Она с социумом, но это качественно другой человек, чем тот, который был до коронации (инициации).

Во время путешествия в горы, Эльза поёт песню «Let it go» (выпусти), в которой хорошо отражены слова, характерные для этапа перехода со второго уровня на третий. Перевод не всегда дословный:

  • «не видно ни следа. Королевство изоляции и одиночества вокруг, и кажется, что я королева в нём». Ощущение собственной отличности от других, невозможность вписаться в рамки «нормального» и «общепринятого»;
  • «холодные ветра воют как вихревая буря внутри». С одной стороны ощущение одиночества, с другой большой потенциал, который требует реализации;
  • «не могу больше подавлять, держать внутри. Небеса знают как я старалась»;
  • «не дай им войти внутрь, не дай им знать, будь хорошей девочкой, ты должна ей быть». Наставления второго уровня;
  • «подавляй, не чувствуй, не дай им знать. Но они сейчас уже знают». Человек уже не может скрывать свои таланты и они проявляются неконтролируемым образом в виде бури, мощного всплеска энергии, которая долгое время подавлялась;
  • «выпусти, выпусти. Не могу больше сдерживать… Уходи и захлопни за собой дверь». Проявление своих качеств и решение уйти из социума, внутренняя невозможность находиться в нём на прежних условиях;
  • «мне не важно что другие скажут». Появляется внутренний ориентир, который может давать силы и уверенность противостоять общепринятому, внешним влияниям и направлять человека;
  • «время проверить свои способности, границы того, что могу и преодолеть их». Самоизучение, развитие;
  • «нет ни хорошо, ни плохо, нет правил для меня. Я свободна!». «Хорошо» и «плохо», «принято» и «не принято» – слова, которые часто относятся ко второму уровню и удерживают человека в определённых рамках. Эти рамки важны и полезны, но до определённого уровня, когда человек может уже более тонко ощущать внутреннее направление;
  • «я восстану как рассвет! Прежней идеальной девочки больше нет». Уход от подавления и тщетных попыток соответствия (в Ошо Таро есть карта «Обусловливание», на которой среди овец изображён лев в овечьей шкуре, который думает, что он тоже овца), переход в новое качество, постепенное обретение внутреннего стержня, уверенности, которая базируется уже не на соответствии предписаниям, копированию и конформизме («как все, так и я»);
  • «я больше не вернусь обратно. Прошлое в прошлом!». Понимание, что обратной дороги нет, что как прежде всё быть уже не может. Устойчивость. Бунтарь, который отринул оковы;
  • «Пусть буря проявит себя. Холод, всё равно, никогда меня не безпокоил». Разрешение выпустить те силы, что внутри.

По началу, социуму не очень нравится свобода человека, а также его зарождающиеся особенные качества (которые в самом начале могут казаться вредными, опасными и никак не увеличивающими общее благосостояние, не укрепляющими те ориентиры и программы, которые ведёт социум. Устойчивое проявление качеств и их полезное применение для всех возможно спустя продолжительный сложный период обучения и роста). Устойчивость второго уровня сменяется стремлением к свободе, поисками и неустойчивостью, а также той или иной степенью асоциальности третьего уровня (человек может быть в социуме, но всё же чувствовать от него отделённость). На четвёртом уровне человек снова становится устойчивым, но уровень его силы существенно отличается от того, который был на втором. На четвёртом уровне человек может заниматься тем же, чем занимался на втором, но делать он это будет по-другому: творчески, вдохновенно, нестандартно и мастерски, а также видит человек совершенно иначе.

Дар и субличности

Дар – это, прежде всего, энергия, которую можно направить на что-то. Дар может переходить по роду, либо передаваться между близкими людьми, и, т.к. его функция важна эгрегору, кто-то должен её выполнять. Наличие дара, который человек не реализует, может доставлять очень много проблем как самому человеку, так и окружающим (и потому восприниматься как проклятье). Дару необходимо раскрыться и проявить себя (и пока этого не произошло, он может мучить человека, стараясь пробиться через запреты, подталкивая в определённую сторону. Мучения могут быть и у человека, который имеет дар, но не реализует его, не хочет, и у человека, которому пришло время свой дар передать, но этого сделать не получается, например, потому, что кандидата подходящего нет). В противном случае, т.к. всё связано со всем и многие сценарии переплетены между собой, ситуации, в которых дар необходим, как важный элемент, получаются менее гармоничными, либо вообще невозможны. Например, человек, который должен был вырасти и стать единственным врачевателем (знахарем) на деревне, который бы лечил людей, по тем или иным причинам, врачевателем не становится. Либо человек, который должен стать мудрецом и помогать другим быстрее разрешать проблемы, расти, всячески сопротивляется переходу в это качество. То же относится и ко внутреннему миру человека, к его субличностям: для реализации программ одних субличностей может быть необходима поддержка других субличностей, которые достигли определённого уровня, а без достижения этого уровня поддержка оказывается невозможной, либо недостаточной.

Редко встречается человек, который однороден и весь находится в рамках определённого уровня. Часто бывает так, что какие-то субличности в нём более проработанные, а какие-то менее. Какие-то части мудрее, чем общий уровень личности, а какие-то находятся на более низком уровне. Выделение в психике субличностей может быть удобным способом добавить ясности и управляемости. Программы и субличности внутри человека связаны и нуждаются в слаженной работе, в выстраивании балансов, т.к. изначально, скорее всего, есть различные перекосы, эксплуатация, халатность, безответственность и обман. Каждая субличность находится на своём уровне проработки, и хвосты одной из субличностей могут существенно вредить программам другой (например, человек долго зарабатывал что-то, а потом взял быстро и бездумно спустил все деньги. Или долго готовился ко встрече, репетировал, а в момент разговора активизировалась обиженно-агрессивная часть и всю беседу сорвала).

Пример «Субличности»

Чтобы купить цветы девушке и романтично провести время, не ограничивая себя в деньгах, субличности «Работник» необходимо как следует потрудиться и заработать деньги. Если же, «Работник» во время не активизировался (например, его оттеснило «Ленивое я»), то субличность «влюблённого кавалера» не сможет купить цветы и пойти с девушкой в ресторан, а потому программа данной субличности (и субличностей девушки) будет реализована не так, как ей бы того хотелось, либо вообще не будет реализована. «Влюблённого» может подстраховать «сын», который попросит деньги у своих родителей (или «инфантильная часть», которая, увидев рекламу популярного банка «деньги тогда, когда они нужны», возьмёт микрокредит под большие проценты, за который придётся расплачиваться «Работнику»).

Субличность «Ловеласа» может быть сильной и легко кружить голову барышням, но другие субличности могут быть недостаточно подходящими для девушки и программ, которые она ведёт. Например, для поддержания своей красоты, девушке нужно определённое количество денег и если её субличности или субличности мужа не могут заработать необходимого количества, то субличность «красавицы» будет терпеть лишения и страдать. Также субличность «Ловеласа», которая проявляется в моменты знакомства и ухаживания, может сильно отличаться от субличности «Мужа», который включится после женитьбы. А у «Ловеласа» свои задачи, которые в рамках брака становятся под удар. 

Эллочка-людоедка (из «Двенадцати стульев») чрезмерно эксплуатировала и перенапрягла субличность «добытчика» мужа своими попытками угнаться и перещеголять нарядами миллиардершу из-за рубежа. В итоге, её муж – инженер Щукин от неё ушёл, хотя, вероятно, субличность «мужа» у Щукина страдала, а вот субличность «Домработницы», вероятно, смогла отдохнуть.

Врачеватель в деревне, вполне возможно, всё же появится: кто-то возьмёт на себя функции лечения окружающих, но это будет сопряжено с дополнительными сложностями и издержками. Берт Хеллингер выявил закон принадлежности: когда у системы есть определённые функции и задачи (возможно они принимают деструктивную или нежелательную окраску), которые она решает посредством некоторых людей, и при изгнании людей из системы, качество переносится на кого-то другого, но другой, часто не так приспособлен для решения данных задач, а потому проводит их на более низком уровне (может вместо развития просто сильно страдать из-за несогласованности своих задач и невозможности их реализации. Кружку тоже можно использовать для переноса воды из колодца, но это, всё же, не так удобно как если пользоваться вёдрами и коромыслом). Для городского жителя очень неожиданно столкнуться с тем, что он, придя днём на вокзал и железнодорожные кассы в селе, увидит, что они закрыты. Постучав во все двери, он поговорит с жительницей, которая скажет, что начальник вокзала (бабуля, которая плохо приспособлена к этой деятельности, но больше некому, т.к. молодёжь вся разъехалась по городам) сейчас доит корову и потому нужно бежать в другой конец села и пытаться её найти чтобы купить билеты.

Есть такая закономерность, что если у человека напряжённая (натальная) карта, то у него есть выбор: либо он будет тяжело и много трудиться и помогать страждущим (и тем самым снимать часть нагрузки со своей жизни), либо он сам станет тем, кто страдает и нуждается в помощи. Если человек не реализует свои задачи, тогда то, в чём он должен помогать другим, случается с ним. Человек может выбирать какую роль он играет в сценарии. Убежать куда-либо от этого нельзя: если не на внешнем плане будут проявляться проблемы, то они придут с уровня внутреннего мира и различных негативных состояний, с которыми не удаётся что-либо сделать (частый способ попыток уйти от таких состояний – это запой, попытки в той или иной форме наглухо отстраниться). Здесь хорошо срабатывает проекция, когда человек требует от других того, что должен был бы делать и давать сам. Защита и уход от своих обязанностей приводит к тому, что человек тщетно ищет качество во внешнем мире, которым обладает сам. Например, человек может транслировать любовь и сочувствие окружающим, тем самым наполняясь и душевно обогащаясь, либо может безрезультатно и неудовлетворительно искать любовь вовне, требовать её от других, страдать и быть пустым. В первом случае человек прорабатывает и реализует качество на более высокой октаве.

Как к дару можно относиться к любому своему качеству (как положительному, так и тому, которое выглядит негативным), и от уровня его проработки и реализации многое может зависеть как в жизни человека, так и судьбы мира. Проблемы и уязвимые места, это также и точки, где у человека есть большой потенциал роста.

Если какое-то качество человек в себе подавляет, старается избежать, то, чем больше потенциал, чем серьёзнее задачи стоят перед человеком, тем сильнее человека может угнетать изнутри, изнурять нереализованность, приходить проблемы, от которых никак не получается убежать и избавиться. Если человек начнёт реализовывать качества, то, возможно, это не сделает его жизнь легче, но он будет ощущать, что находится на своём месте, получать изнутри поддержку, что движется верной дорогой, что это его путь и призвание. Человек может сделать из проблем и страданий что-то хорошее, в них есть позитивное зерно, которое можно взрастить. Вместо уныния, чахлости, депрессий, гнетущих ощущений и отсутствия энергии, человек пойдёт по пути Силы, с каждым шагом расцветая и становясь всё более сильным и наполненным.

При переходе с одного уровня личности на другой, некоторые аспекты в натальной карте уходят, а некоторые появляются и начинают играть важную роль в жизни человека.

Комментарии (17):

Источник: http://xn--80afocgkj9a6f.xn--p1ai/book/38



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как определить уровень развития человека? Андрей Жельветро Большой вязанный цветок спицами

Уровень развития человека связан с в Уровень развития человека связан с в Уровень развития человека связан с в Уровень развития человека связан с в Уровень развития человека связан с в Уровень развития человека связан с в Уровень развития человека связан с в

Похожие новости