Этапы приёмы росписи в батике работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.

2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.

3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.

4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.

5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.

6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.

7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань, натянутая на раму, равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.

2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).

3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.

4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.

5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т. п.

Прошивание

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (номер 10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Нанесение контурных средств

При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.

Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными.

Грунтовка ткани

Ткань покрывают грунтом и для свободной росписи. Делают это в том случае, когда не нужна большая растекаемость красок. Роспись по грунту приближается к живописи на бумаге, позволяя выполнять тонкие линии и мелкие детали. Если изделие имеет утилитарное назначение, то есть его будут носить и достаточно часто стирать, лучше использовать грунт из резервирующего состава. При запаривании краски хороши впитываются в ткань, а излишки резерва можно удалить, прополоскав ткань после закрепления в бензине или протерев ее смоченной в бензине ваткой.

Если работа предназначена для украшения помещения, загрунтовать ткань можно слабым раствором желатина. Несколько граммов желатина, примерно четверть или треть чайной ложки, разводят в 1 литре воды, нагревают до полного растворения, но не кипятят. Горячим составом покрывают натянутую на раму ткань. Делают это кистью или распылителем.

Кусок ткани большого размера, предназначенный для нескольких работ, можно загрунтовать другим способом. Готовят раствор желатина, как было описано выше. Ткань погружают в горячий раствор и в расправленном виде вешают на веревку. Лучше подвесить полотнище за одну из сторон, не перегибая ткань. Снизу кладут несколько слоев газет, чтобы стекающие желатиновые капли застывали не на полу или дне ванной. Высохшую ткань снимают, проглаживают утюгом (можно через чистую бумагу), разрезают на куски нужного размера и прикрепляют к раме. Такой обработке целесообразно подвергать ткань рыхлой структуры, с редким пересечением нитей.

Закрепление красителей на тканях

Если вы приобрели красители, закрепляемые утюгом, этот процесс не вызовет вопросов. Если же выбраны красители, закрепляемые паром, следует поступить следующим образом.

Когда роспись изделия будет завершена, подберите лист бумаги, размеры которого на 5 10 см превышают размеры изделия. Сухое изделие разложите на этом листе. Аккуратно сверните бумагу вместе с изделием в рулон, не допуская складок. После этого сверните получившийся рулон "улиткой" и перевяжите прочной ниткой или шнурком из натуральных волокон.

Теперь надо подобрать емкость такого размера, чтобы сверток с изделием размещался в верхней ее части, не касаясь стенок и крышки (когда сосуд будет ею накрыт). Зафиксируйте сверток в найденном положении шнурком из натуральных волокон. Последнее условие крайне желательно: если по недосмотру вода, налитая для запаривания, выкипит, синтетический шнурок может расплавиться при соприкосновении со стенками сосуда, и изделие, упав на дно, прогорит. Чтобы этого не случилось, достаточно использовать для подвешивания подходящий шнур и периодически прислушиваться к звукам кипящей воды. Если вода все же выкипит раньше предусмотренного срока, достаточно погасить огонь под сосудом, чтобы спасти изделие.

Итак, закрепив сверток, осторожно, по стенке налейте в сосуд воды. Если запаривание проводится в ведре, достаточно налить воду на высоту около 15 см так, чтобы во время кипения брызги не долетали до изделия. На дно положите камень или толстую фаянсовую тарелку. Сверху накройте сосуд сложенным несколько раз байковым одеялом или чем-либо подобным. Поверх положите крышку. Одеяло будет впитывать влагу, предотвращая образование и выпадение конденсата.

Если одеяло убрать, падающие с крышки капли оставят на изделии пятна. Если убрать крышку, вода выкипит слишком быстро.

Закрепив изделие в емкости, налейте воду, накройте одеялом и крышкой и поставьте сосуд на огонь. Время запаривания - полтора-два часа. По истечении этого срока погасите огонь, дайте воде остыть. Достаньте изделие, освободите от бумаги и прополощите или даже слегка простирните в чуть теплой проточной воде. При этом та небольшая часть красителя, которую ткань уже не в состоянии впитать, смоется. Затем прополощите изделие в холодной воде, слегка просушите и прогладьте досуха. Расписанные ткани в дальнейшем можно безбоязненно стирать вручную.

Роспись

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелаемые пятна краски.

Рекомендуется начинать роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

При росписи несколькими красками по сырой ткани, они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла.

Часто используется следующий эффект: капните на шелк немного краски и быстро, пока она не впиталась в ткань, подуйте на нее через трубочку или соломинку для коктейля, придавая потекам нужное направление.

Еще один распространенный эффект, достигается с помощью поваренной соли крупного помола. Кристаллы соли помещаются на влажную ткань и притягивают краску, высветляя фон вокруг. Гранулы мочевины (карбамида), наоборот отгоняют от себя краску.

Свободная роспись

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок.

Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге.

Сами краски тоже можно смешивать с уплотнителями и наносить их сухой кистью на сухую ткань.

Когда роспись закончена, необходимо произвести фиксацию согласно инструкции по применению ваших красок. Поле фиксации ткань промывают в теплой (до 40°) воде с детским мылом, затем прополаскивают в прохладоной воде. Если вы расписывали шелковую ткань, добавьте при последнем полоскании немного уксуса.

Крашение при горячем батике

Выбор краски зависит от выбранного вами способа окрашивания. В домашних условиях легче всего осуществить крашение путем опускания ткани с нанесенным воском рисунком прямо в краску. Для этого используются обычные анилиновые красители. Если вы выбираете поверхностное нанесение краски, то для этого больше подойдут специальные краски, используемые при холодной росписи ткани. Приемы росписи при поверхностном окрашивании те же, что и в холодном батике.

Для окрашивания понадобится широкая пластмассовая или эмалированная посуда, лучше всего прямоугольной формы, поскольку резерв очень хрупкий и красить батик нужно, не сминая.

При крашении вам также понадобится термометр для воды для определения температуры красителя, банки и старые кастрюли для приготовления краски. Потребуется поваренная соль, чтобы краска равномерно проникала в ткань, а также уксус или уксусная эссенция - для закрепления красителя.

Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом (распылителем).

Опускание в краску

Для этого больше всего подходят обычные анилиновые красители. На 100 г ткани без резерва возьмите 10 г красителя, 1 ст. ложку поваренной соли, 1,5 л воды. Разведите краситель в маленькой кастрюльке в небольшом количестве горячей воды, добавьте соль и кипятите 10 мин. помешивая. Затем процедите краску в емкость, в которой вы собираетесь красить батик, и добавьте горячей воды до нужного объема. Температура плавления воска - 40°, парафина - 45°. Значит, температура красителя должна быть меньше.

Перед опусканием ткани в краску нужно ее смочить, чтобы краска ложилась ровнее. Делайте это очень осторожно, не повредите хрупкий парафин. Держите батик в краске не долее 30 мин., а то краска может разъесть резерв. Осторожно прополощите батик несколько раз, пока вода не станет чистой. В последнее полоскание добавьте для фиксации 1 ст. ложку уксуса (или 1 ч. ложку эссенции) на 1 л воды. Теперь можно просушить батик. Делать это лучше расправив ткань на горизонтальной поверхности.

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.

При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.

Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Можно наносить резерв на ткань с уже нанесенными цветными пятнами, кругами, брызгами, и затем повторно расписывать батик.

Приемы многократного окрашивания можно применять и при окрашивании батика путем опускания в краску. Однако здесь покрытие воском и крашение нельзя повторять более 2-3 раз, потому что чистый парафин не выдерживает многократного использования и осыпается. Чтобы увеличить количество окрашиваний, в резерв добавляют канифоль.

Три способа нанесения воска

Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.

Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.

Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.

Если вы нанесли недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся. Посмотрев на просвет, вы увидите, где резерва недостаточно. Нанесите на эти места воск еще раз с обратной стороны ткани.

Брызги резерва

Случается, что резерв капает на ткань, оставляя мелкие пятна. Это можно использовать как декоративный прием. Вы можете изобразить таким образом снежинки или звезды. Смочите крупную кисть в резерве, отожмите его излишек и, ударяя по ручке, нанесите брызги. Сначала можно потренироваться на небольшом кусочке.

Кракелюры

Изображение в виде трещинок и прожилок характерно для горячего батика. Кракелюры получают следующим образом: после застывания резерва, батик снимают с подрамника и комкают, сильно или слабо, в зависимости от желаемого эффекта. При окрашивании краситель проникает в трещины и образует характерный узор.

Удаление воска

После окрашивания необходимо удалить с ткани резервный состав. Для этого скомкайте и помните ткань, парафин потрескается и начнет осыпаться.

Остатки парафина удалите, проглаживая батик утюгом через газету. Положите на стол несколько газет, на них - ткань, а сверху еще слой газет. Гладьте батик горячим утюгом, меняя газеты, пока не перестанут проступать пятна парафина.

Оставшиеся на ткани жирные пятна удалите тампоном, смоченным в бензине или растворителе.

Главное отличие узелкового батика - его утилитарность. Правда, иногда мастера используют узелковое крашение для фона картины с последующей росписью, но в основном его применяют для украшения одежды, предметов домашнего обихода. В этом виде батика не требуется никаких художественных навыков. Создание уникального узора вполне осуществимо в домашних условиях, т. к. рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают, обшивают, а затем уже красят. Наиболее подходят тонкие ткани - их легче завязать, прокрасить и получить более четкие линии сгибов. Подходят для этой техники батика многие виды тканей: хлопок, вискоза, шелк. Сложнее работать с шерстью, бархатом, трикотажем, плюшем, но можно получить потрясающий эффект. Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона. Для работы в технике узелкового батика необходимы ленты, веревки, нитки, шнуры. Они должны быть крепкими, плотно прилегающими к ткани и не пропускать краску. Веревки сами создают рисунок полос - узких или широких. Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего зафиксировать утюгом каждую складочку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, прищепки, зажимы, дощечки и палочки. Приемов создания узоров с помощью складывания и прошивания ткани очень много - от простых до сложных. Можно варьировать столько, на сколько хватит воображения, а разное количество обвязываний и многоцветное крашение дадут бесконечное разнообразие вариантов. Завязки создают рисунок, а складывание помогает распределить узоры наилучшим образом.

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать различными способами: по прямой и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав её по диагонали, получим крестообразную звезду (рис.5).

Рисунок 5. Складывание ткани

Цветы (рис.6) получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Рисунок 6. Складывание ткани

Оранжево-фиолетовый венок (рис.7) можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.

Рисунок 7. Складывание ткани


Источник: http://studbooks.net/756652/pedagogika/tehnika_batike



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Роспись по ткани (Батик) - Разное (творчество) - ТВОРЧЕСТВО РУК Красивые скатерти схемы вышивки

Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике Приёмы росписи в батике